|
|
|
После получения образования в Германии, где он подпал под влияние
французских энциклопедистов и философов-материалистов, А. Радищев близко
сошелся с масонами. По мнению известного русского философа Н. Бердяева, А.
Радищев является первым русским интеллигентом. Так вот этот первый русский
интеллигент около пяти лет после возвращения в Россию был членом масонской
ложи. Этот факт не отрицается теперь даже советскими исследователями 18
века.
В "Истории русской литературы XVIII века" Д. Благого (Москва 1955
г.) мы, например, читаем:
"Большинство его Лейпцигских товарищей ушло в масонство: в числе их
оказался и самый большой его друг А. М. Кутузов. Некоторое время (до 1775
года) и сам Радищев посещал собрания одной из масонских лож."
Радищев вернулся в Россию в 1771 году и если он посещал масонские
ложи до 1775 года, он в течении пяти лет открыто был масоном. Радищев
перевел для масонского издательства видного масона Новикова "Размышления о
греческой истории", одного из самых радикальных представителей французской
просветительной философии Мабли.
"Употребляемый Мабли термин "деспотизм" Радищев переводит как
"самодержавство", то есть сознательно искажает значение самодержавия.
"Самодержавство, - пишет А. Радищев в примечании, - есть наипротивнейшее
человеческому естеству состояние.
...Если мы уделяем закону часть наших прав и нашея природные власти,
то дабы оная употребляема была в нашу пользу; о сем делаем с обществом
безмолвный договор. Если он нарушен, то и мы освобождаемся от наших
обязанностей. Неправосудие Государя дает народу, его судии, то же и более
над ним право, какое ему дает закон над преступниками. Государь есть первым
гражданин народного общества".
Ушел ли в 1775 году Радищев от масонов, или только сделал вид, что
|
|
|
|