|
|
|
отзвуком, какой остался в русском обществе от французской революции,
получило для себя богатый материал в том широком знакомстве с западом,
которое приняло особенно крупные размеры в войне с Наполеоном,
перенесенной на поля запада. Правда, это же знакомство дало и другие
результаты - оно сказалось в росте интереса к западной жизни, в усилившемся
влиянии литературных, социальных, политических идей, - собственно лишь
теперь стала складываться настоящая психология и идеология западничества".
(34)
В своих воспоминаниях Вигель пишет про Московское общество 1814
года: "В городе, который нашествие французов недавно обратило в пепел, все
говорили языком их".
Даже десять лет спустя после Отечественной войны, в газете
"Московские Ведомости" (№ 72 за 1822 г.), можно было прочесть такое
объявление:
"Егерь из Германии желает определиться егерем или в гувернеры.
Спросить на Маросейке".
Масонство после Отечественной войны, как всегда старалось
удовлетворить религиозные и политические интересы всех недовольных
существующим положением вещей. Оно напоминало мелочную еврейскую лавочку, в
которой все есть. Самые различные товары: кусок мыла для лица и для стирки,
флакон одеколона и деготь, фунт пряников и иголки.
Но при всем разнообразии политических оттенков мысли и своих
религиозных взглядов, масонов Александровской эпохи необходимо признать
крайне отрицательным явлением. Преобладающее большинство масонов
представляли из себя людей отошедших от традиционного русского
мировоззрения. Именно через них вливались в образованное общество чуждые
европейские политические и религиозные идеи. Ведь именно в масонских ложах,
- по признанию Н. Бердяева ("Русские идеи"), воспитались декабристы. И ведь
именно масоны и декабристы, воспитавшиеся в масонских ложах, - по
|
|
|
|