|
|
|
защиту. Когда в 1805 году Евгений Болховитинов написал "Исследование
исповедания духоборческой секты", то одним из мистиков, опираясь на мысли
масона Лопухина, была написана и подана правительству записка, в которой он
защищал духоборов и которая, как утверждает П. Знаменский, "послужила к
утверждению правительства в мнении о них, как о людях невинно гонимых".
"Не меньшими милостями, - сообщает Л. Знаменский, - пользовалась и
другая духовная секта - молоканская. Узнав о предоставлении свободы веры
духоборцам, тамбовские молокане поспешили сбросить свою постоянную личину
православия, под которой доселе таились от преследований, и открыто заявить
свое сектантство". "Их колонисты массами шли с мест прежнего тревожного
житья среди православных на отдаленные от церковной и полицейской власти и
пустынные места по Волге, Ахтубе и на Узенях, где они могли устроиться и
спокойно, и богато, и даже без помехи распространять свою ересь среди
православных, живших там почти совершенно без церковного надзора. Для
большего успеха своей пропаганды они постоянно указывали православным на
свободу своей веры, как на ясное доказательство признания ее истинности со
стороны самого правительства".
Молокане отдали должную часть и мистическим изданиям
Александровского времени; особенно понравилась им "Победная повесть" Ю.
Штиллинга, в которой они "применяли к православной церкви то, что
Штиллингом было сказано о церкви латинской, а к себе - его восторженные
речи о духовных христианах Фиатирской церкви".
IX. МАСОН СПЕРАНСКИЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ИМ РЕФОРМ
I
Вспомним характеристику Сперанского, сделанную Л. Толстым во II томе
"Войны и Мира".
|
|
|
|