Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

единичное. Современники почти единодушны в своем мнении о приближающемся

страшном кризисе: политика Екатерины довела все пружины правительственной
машины до такого напряжения, которое далеко превышает силу их
сопротивления: во всех областях средства не могут удовлетворить
предъявляемых к ним требованиям, и Россия не может выдержать той роли,
которую ей навязали".
Екатерина же пытается убедить других и себя, что все прекрасно, что
политика "мудрой северной Минервы" приносит роскошные плоды.
"Я весела и резва, как зяблик", - пишет она Гримму. Но русскому
народу в этот момент, как и раньше, жилось не весело под управлением
веселой, как зяблик Императрицы-философа.
Общие выводы, которые делает последний видный предреволюционный
историк С. Платонов, подводя итоги царствования Екатерины II, так же
противоречивы, как и сделанные им оценки итогов государственной
деятельности отца Петра и самого Петра. В "Учебнике русской истории" эти
выводы представляют лукавую систему недоговоренностей и легко разоблачаемых
натяжек.
Изложение царствования Екатерины II он начинает фразой:
"Царствование Императрицы Екатерины II было одним из самых замечательных в
русской истории". Появление ряда талантливых деятелей в эпоху Екатерины
Платонов объясняет не тем, что это есть результат того, что русская нация
духовно начала выздоравливать после сокрушительной революции, совершенной
Петром и последствий "правления" его преемников, а только тем, что
Екатерина умела выбирать себе сотрудников.
С. Платонов чрезвычайно высоко расценивает нелепый "Наказ"
Екатерины, составленный на основании утопических воззрений французских
философов об "идеальном государстве", но потом сам пишет, что "за полтора
года законодательных работ она убедилась, что дело стоит на неверном пути".
Больше депутаты для выработки "идеальных законов" не созывались. То есть