|
|
|
"Разрешено было также учреждать с Высочайшего соизволения родовые
командорства по примеру других стран. Подобные наследственные командорства
сохранялись в роду графов Салтыковых, князей Белосельских-Белозерских,
князей Долгоруких, графов Шереметевых, Кологривовых, графов Мордвиновых,
Валуевых и других. Однако, Имп. Павел смотрел на Орден с его дворянскими
установлениями не как на сословие или класс, а как на некоторое духовное
начало, которое должно было приобщить к царству благородства и чести
широкие народные массы и создать новую аристократию духа. С этою целью он
всячески стремился облегчить доступ в Орден лиц недворянского
происхождения, установив для них звание почетных кавалеров и награждая их
мальтийскими крестами. С этой же целью он повелел выдавать всем нижним
чинам за двадцатипятилетнюю беспорочную службу медные мальтийские кресты,
так называемые "донаты ордена св. Иоанна Иерусалимского". Российский
император понимал, что равнение по низшим есть разгром человеческой
культуры, видел внутреннее духовное оправдание не в демократизации
общества, но его аристократизации.
Так возглавление Мальтийского Ордена Российским Императором перешло
в историю Ордена, как славная страница первой великой борьбы с
разрушительными идеями французской революции 1789 года, ныне нашедшими свое
развитие и завершение в большевизме". (17)
"Павел I, - пишет Н. Былов, - берет на себя возглавление
католическим орденом с титулом великого магистра. И это в нем вовсе не
компромисс с своей совестью или безразличие к той и другой религии. В
Гатчинском дворце долгое время показывали коврик, протертый посередине от
коленопреклоненных ночных молитв Павла Петровича, тогда еще наследника. Кто
читал записки Порошина, воспитателя наследника или отзывы митрополита
Платона Левшина, его законоучителя, для того приверженность государя к
православию не подлежит сомнению. Оставаясь самим собою, Павел I подает нам
пример такой широты и смелости в понимании христианства, которые стоят
|
|
|
|