Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

утверждению Н. Бердяева, - подготовили русскую интеллигенцию, этот

уродливый духовный орден - продолживший растление русской души европейскими
идеями, после окончательного запрещения масонства Николаем I. Во время
заграничных походов офицеры, владевшие французским языком познакомились с
европейскими масонами, стали членами европейских масонских лож.
Во время войн с Наполеоном возникает несколько лож, членами которых
были главным образом офицеры: "Военная ложа к святому Георгию", "Избранного
Михаила", "К трем добродетелям" и другие. После возвращения русских войск
из Европы, в офицерской среде "появился скрытый протест, приведший к
учреждению тайных обществ. Офицерские кружки, где постоянно велись
разговоры о язвах России, о тягостном положении солдат, о равнодушии
общества к отечественным делам, превратились в организованные тайные
общества". (35)
Особенно сильно расцветает масонство в Петербурге.
В записке "О крамолах врагов России" сообщается, что до 1822 года
французские, русские, немецкие масонские ложи вырастали, как грибы после
дождя. В высшем обществе в это время возникает даже поговорка:
"Да кто ж ныне не масон"?

II

В 1823 году возникает общество Любомудрия, то есть общество
любителей философии. Члены этого общества, вернее кружка, были поклонниками
немецкого философа Шеллинга. С возникновением общества Любомудрия
французское чужебесие снова сменяется чужебесием немецким. Вместо увлечения
французской философией, начинается увлечение начавшейся развиваться в это
время философией немецкой. Увлечение это опять принимает не здоровый
характер.
Любомудры, как и их предшественники, представители французского