Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

совсем особняком в истории России и Европы. Припомним, что и в староверах

он умел, прежде всего, видеть христиан, достойных всякого уважения.
Орден мальтийских рыцарей, который привлек его внимание, был
исключительно подходящим, как для индивидуально-духовной закалки, так и для
просветления Европы. Мальтийцы, ведущие свой род от иоаннитов, -
рыцарей-монахов, ставили своей целью дела помощи ближним, но вместе с тем и
с оружием в руках защищали христианский, мир от неверных. И в этом
глубочайший смысл такого светского религиозного ордена: он может выступать
как действенная вооруженная сила, тогда как Церкви, по сути своей, лишены
этой возможности.
Имп. Павел, с универсальной стороны мальтийства, оказался также
непонятен Европе, как не поняли и русские смысла введения в России
орденства. И католические и лютеранские государи мечтали только о том,
чтобы спрятаться в свои норки и там отсидеться".
"Мальтийское орденство, введенное Имп. Павлом, надо рассматривать
под двумя углами зрения: под внутренним, чисто русским, и вторым -
универсальным. Первую, русскую идею, вложенную в рыцарство, правильнее
всего назвать перерукоположением дворянства. Император Павел Петрович, с
его обостренными понятиями чести и долга, веры и верности, никак не мог
согласиться, что голый факт принадлежности к высшему сословию ставит
человека, действительно, выше всех, Екатерининскому дворянству, шляхетного,
польского типа, в особенности нужна была орденская, духовная прививка. Да и
в дальнейшем Собакевич и Коробочка, Чичиков и Милюков, Ленин - были по
паспорту дворянами, но какой прок России от их дворянства?..
Ключевский смотрит очень поверхностно. Никакие идеи "уравниловок" не
были свойственны Павлу I-му. Он стремился, наоборот, придать дворянству
духовный смысл и вводит для этого орденскую структуру. Прием в Мальтийские
рыцари был открыт и для духовенства; в орден вступили даже некоторые
епископы.