|
|
|
совсем особняком в истории России и Европы. Припомним, что и в староверах
он умел, прежде всего, видеть христиан, достойных всякого уважения.
Орден мальтийских рыцарей, который привлек его внимание, был
исключительно подходящим, как для индивидуально-духовной закалки, так и для
просветления Европы. Мальтийцы, ведущие свой род от иоаннитов, -
рыцарей-монахов, ставили своей целью дела помощи ближним, но вместе с тем и
с оружием в руках защищали христианский, мир от неверных. И в этом
глубочайший смысл такого светского религиозного ордена: он может выступать
как действенная вооруженная сила, тогда как Церкви, по сути своей, лишены
этой возможности.
Имп. Павел, с универсальной стороны мальтийства, оказался также
непонятен Европе, как не поняли и русские смысла введения в России
орденства. И католические и лютеранские государи мечтали только о том,
чтобы спрятаться в свои норки и там отсидеться".
"Мальтийское орденство, введенное Имп. Павлом, надо рассматривать
под двумя углами зрения: под внутренним, чисто русским, и вторым -
универсальным. Первую, русскую идею, вложенную в рыцарство, правильнее
всего назвать перерукоположением дворянства. Император Павел Петрович, с
его обостренными понятиями чести и долга, веры и верности, никак не мог
согласиться, что голый факт принадлежности к высшему сословию ставит
человека, действительно, выше всех, Екатерининскому дворянству, шляхетного,
польского типа, в особенности нужна была орденская, духовная прививка. Да и
в дальнейшем Собакевич и Коробочка, Чичиков и Милюков, Ленин - были по
паспорту дворянами, но какой прок России от их дворянства?..
Ключевский смотрит очень поверхностно. Никакие идеи "уравниловок" не
были свойственны Павлу I-му. Он стремился, наоборот, придать дворянству
духовный смысл и вводит для этого орденскую структуру. Прием в Мальтийские
рыцари был открыт и для духовенства; в орден вступили даже некоторые
епископы.
|
|
|
|