|
|
|
ее творческий путь, преодолевающий эти трудности, развязывающий эти узлы,
вдохновенно облагораживающий эти страсти..." (6)
Митрополит Анастасий в книге "Пушкин и его отношение к религии и
Православной Церкви" пишет: "Все, что отличает и украшает Пушкинский гений
- его необыкновенная простота, ясность и трезвость, "свободный ум", чуждый
всяких предрассудков и преклонения пред народными кумирами, правдивость,
доброта, искренность, умиление пред всем высоким и прекрасным, смирение на
вершине славы, победная жизнерадостная гармония, в какую разрешаются у него
все противоречия жизни - все это несомненно имеет религиозные корни, но они
уходят так глубоко, что их не мог рассмотреть сам Пушкин. Мережковский
прав, когда говорит, что "Христианство Пушкина естественно и
бессознательно".
...Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его
духовную мощь, а коль вера, - стало быть, и надежда, великая надежда за
русского человека.
В надежде славы и добра, - пишет он, -
Гляжу вперед я без боязни.
У духовно созревшего Пушкина нет и намека на радищевское отношение к
русской действительности. В лице Пушкина русский народный дух излечивается,
наконец, от искажений, которых нанесла ему совершенная Петром I революция.
В Пушкине русская душа обретает снова утерянное душевное здоровье,
жизнерадостность и гармонию, которыми она обладала до Петра I,
восстанавливает порванные нити с древними русскими традициями.
В Пушкине возрождается гармоничная душа человека допетровской Руси.
Шубарт справедливо замечает, что "со словом Россия следует связывать не
только мысль о Достоевском. Ведь и Пушкин русский, более гармонически
настроенный, чем Гете, а в своем внутреннем спокойствии и светлой
|
|
|
|