Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

ее творческий путь, преодолевающий эти трудности, развязывающий эти узлы,

вдохновенно облагораживающий эти страсти..." (6)
Митрополит Анастасий в книге "Пушкин и его отношение к религии и
Православной Церкви" пишет: "Все, что отличает и украшает Пушкинский гений
- его необыкновенная простота, ясность и трезвость, "свободный ум", чуждый
всяких предрассудков и преклонения пред народными кумирами, правдивость,
доброта, искренность, умиление пред всем высоким и прекрасным, смирение на
вершине славы, победная жизнерадостная гармония, в какую разрешаются у него
все противоречия жизни - все это несомненно имеет религиозные корни, но они
уходят так глубоко, что их не мог рассмотреть сам Пушкин. Мережковский
прав, когда говорит, что "Христианство Пушкина естественно и
бессознательно".
...Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его
духовную мощь, а коль вера, - стало быть, и надежда, великая надежда за
русского человека.

В надежде славы и добра, - пишет он, -
Гляжу вперед я без боязни.

У духовно созревшего Пушкина нет и намека на радищевское отношение к
русской действительности. В лице Пушкина русский народный дух излечивается,
наконец, от искажений, которых нанесла ему совершенная Петром I революция.
В Пушкине русская душа обретает снова утерянное душевное здоровье,
жизнерадостность и гармонию, которыми она обладала до Петра I,
восстанавливает порванные нити с древними русскими традициями.
В Пушкине возрождается гармоничная душа человека допетровской Руси.
Шубарт справедливо замечает, что "со словом Россия следует связывать не
только мысль о Достоевском. Ведь и Пушкин русский, более гармонически
настроенный, чем Гете, а в своем внутреннем спокойствии и светлой