Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

представители высшего общества и чиновничества. Вместе с Голицыным стояли

на коленях, вздыхали и плакали.
"За методистами, - сообщает Л. Знаменский, - стали являться в Россию
другие проповедники мистических учений и все получали от правительства
самую широкую свободу для своей проповеди. Влияние их не ограничивалось уже
одним только верхним слоем русского общества, как влияние иезуитов, но
стремилось спуститься и до более глубоких его слоев, где на первых порах
думало привиться к инородцам, а потом к разным духовным сектам в самом
русском народе". Среди инородцев деятельно работали религиозные миссии
разных европейских мистических сект. В калмыцких степях работали миссии
гернугутеров, среди киргизов миссии шотландских сект, в Сибири - английские
мистики. В 1821 году Петербургский Митрополит Михаил написал по этому
поводу протест Императору Александру I в котором просил спасти Православную
церковь "от слепотствующего министра". Министерство Духовных дел и
Народного просвещения большое внимание уделяло распространению
многочисленных мистических сочинений и издававшихся мистических журналов.
"Все эти книги и журналы, - сообщает Л. Знаменский, - выходили в
значительном числе экземпляров и рассылались от министра по всем учебным
заведениям, епархиям и губерниям; некоторые издавались в короткое время по
2-3 раза". "Сионский вестник", который начал снова издавать в 1817 году
известный масон и мистик Лабзин, по свидетельству Л. Знаменского
"...выписывали все архиереи, архимандриты, все семинарии и академии (одна
Петербургская выписала 11 экз.) и множество священников".
А между тем склонность общества Александровской эпохи к мистицизму
прекрасно могла бы быть удовлетворена изданным еще в 1793 году Сборником
"Добротолюбие", в котором были напечатаны многочисленные мистические
сочинения св. отцов Православной Церкви и давно существовавшие переводы
мистических сочинений Исаака Сирина, Макария Египетского, Григория Синаита,
Нила Сорского, возвышенные мистические творения Тихона Задонского,