Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

государственной необходимостью, которую надо всячески поощрять."

"Но, если крестьянско-земельный вопрос в своем целом был жизненным
для государства во все периоды его существования, то вопрос о крепостном
праве, как оно оформилось с средины XVIII века, был явлением не
историческим и чуждым России. Рабство, просуществовавшее ровно сто лет,
было западного происхождения". (6)
"Крепостное право, - как справедливо замечает Н. Багров в своем
исследовании "Правовые и социальные источники русской смуты" (Ревель 1931
г.), - несмотря на короткий срок своего существования, оказалось по своим
историческим результатам неоспоримо более вредным для русского народа, чем
татарское иго. Оно содействовало разложению духовных сил страны, развитию в
народе пассивных черт характера, неудовлетворенности, восприимчивости к
бунту, отсутствию правильного развития воли, слепому подчинению вожакам,
обещающим землю и свободу, даже если эти обещания потеряли всякий смысл".
Конечно, крепостное право в России, даже в самую сильную пору
развития его было все же мягче, чем в странах Европы, чем в соседней
Польше, чем в Прибалтике. Но благодаря сильно развитому у русского человека
чувству социальной справедливости, оно воспринималось русским крестьянином
острее, болезненнее, чем европейскими крестьянами, несмотря на то, что с
ним помещики обращались мягче, чем европейские помещики с своими
крепостными.
Крепостное право в после-петровской России было неизмеримо суровее,
чем крепостная зависимость в Московской Руси; но дореволюционные историки и
писатели, преследуя политические цели, изображали правовое и политическое
положение крепостного крестьянства всегда в нарочито мрачных красках.
Во-первых, всегда замалчивается, что 45 процентов крестьянства никогда не
знали крепостного права. Затем, - как правильно замечает С. Г. Пушкарев в
своей работе "Россия в XIX веке", изданной Чеховским издательством, - "в
дореволюционной России принято изображать положение всего крепостного