|
|
|
большее количество образованных людей Александровской эпохи, сумевших
преодолеть духовную заразу вольтерьянства и масонства. Возникает понимание,
что насильственный перерыв этих традиций Петром I и духовное подражание
Европе, счастья России не принесло и принести не может. Лозунг Державина:
Французить нам престать пора,
На Русь пора,
с каждым годом находил все больше и больше поклонников. Но их было,
конечно, все же значительно меньше, чем почитателей Европы и всего
европейского.
Что на "Русь пора" начали сознавать кроме Державина и Карамзина и
другие выдающиеся русские люди эпохи Александра I: Жуковский, граф
Ростопчин, любомудры и в конце Александровской эпохи - Пушкин, Грибоедов и
др.
В 1802 году Карамзин написал "Рассуждение о любви к отечеству и
народной гордости". Карамзин призывал русское общество покончить с рабским
подражанием ко всему иноземному, призывает вернуться к национальному
самосознанию и национальной самобытности.
"Хорошо и должно учиться, - пишет Карамзин, - но горе человеку и
народу, который будет всегдашним учеником. Мы никогда не будем умны чужим
умом и славны чужой славою."
Карамзин призывает бороться с разлагающим влиянием европейских идей,
начать борьбу с "теми развратными нравами, которым новейшие философы
обучили род человеческий и которых пагубные плоды, после толикого пролития
крови, поныне еще во Франции гнездятся".
На борьбу с подражанием Западу выступает Крылов (в баснях и комедиях
"Урок дочкам" и "Модная лавка").
Против "Русской Европии" выступает убежденный враг масонов, русских
|
|
|
|