Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

своих основных врагов, отныне она должна вести только оборонительные войны.

Он хотел уменьшить армию и найти "способ" к приведению армии в надлежащую
пропорцию в рассуждении земли".
Разве это была не разумная мера? Разве это не облегчило бы положение
государства, страдавшего от огромных расходов на содержание большой армии?
Весной 1800 года Павел запретил ввоз в Россию иностранных книг,
запретил отправку заграницу юношей для обучения в иностранных учебных
заведениях.
Это дало некоторые результаты. Увлечение всем иностранным
уменьшилось. С французского языка высшие круги общества стали переходить на
русский.
"Однажды, обедая у графа Остермана, - пишет в своих воспоминаниях С.
Н. Глинка, - я был поражен тем, что за обедом не слыхал ни слова" (т. е.
никто не произнес ни одного французского слова).
Если связать воедино все задуманные Павлом I видоизменения в
политической и социальной областях, то по верному замечанию Н. Былова,
"получится необыкновенно стройная, законченная и внутренне цельная система.
Одно вытекает из другого, одно дополняется другим, и все вместе поражает
глубиной и размахом. Если все это признаки сумасшествия, то единственно что
можно сказать: "Дай Бог каждому из нас быть таким сумасшедшим!"
Изучение идейного наследия Имп. Павла I представляет собою насущный,
чисто современный интерес".

VII. РАЗУМНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПАВЛА I

Павла I обвиняют в том, что его внешняя политика была также
противоречива и непоследовательна, как и внутренняя. Причину
"непоследовательности" и противоречивости внешней политики Павла объясняют
той же причиной, что и его поведение - неуравновешенностью его характера.