|
|
|
своих основных врагов, отныне она должна вести только оборонительные войны.
Он хотел уменьшить армию и найти "способ" к приведению армии в надлежащую
пропорцию в рассуждении земли".
Разве это была не разумная мера? Разве это не облегчило бы положение
государства, страдавшего от огромных расходов на содержание большой армии?
Весной 1800 года Павел запретил ввоз в Россию иностранных книг,
запретил отправку заграницу юношей для обучения в иностранных учебных
заведениях.
Это дало некоторые результаты. Увлечение всем иностранным
уменьшилось. С французского языка высшие круги общества стали переходить на
русский.
"Однажды, обедая у графа Остермана, - пишет в своих воспоминаниях С.
Н. Глинка, - я был поражен тем, что за обедом не слыхал ни слова" (т. е.
никто не произнес ни одного французского слова).
Если связать воедино все задуманные Павлом I видоизменения в
политической и социальной областях, то по верному замечанию Н. Былова,
"получится необыкновенно стройная, законченная и внутренне цельная система.
Одно вытекает из другого, одно дополняется другим, и все вместе поражает
глубиной и размахом. Если все это признаки сумасшествия, то единственно что
можно сказать: "Дай Бог каждому из нас быть таким сумасшедшим!"
Изучение идейного наследия Имп. Павла I представляет собою насущный,
чисто современный интерес".
VII. РАЗУМНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПАВЛА I
Павла I обвиняют в том, что его внешняя политика была также
противоречива и непоследовательна, как и внутренняя. Причину
"непоследовательности" и противоречивости внешней политики Павла объясняют
той же причиной, что и его поведение - неуравновешенностью его характера.
|
|
|
|