|
|
|
стушевывался. Только однажды сам он стоял у власти в 1798-1800 г. он был в
составе пятичленной Директории Гельветской Республики, поставленной
французами". (3)
А Екатерина II читала своему любимому внуку вслух французскую
конституцию 1791 года, объясняя ему ее по параграфам.
Результаты этого республиканского воспитания отразились самым
трагическим образом, как на мировоззрении Александра I, так и на судьбе
России.
"Юный Александр, - пишет С. Платонов, - вместе с Лагарпом мечтал о
возможности водворения в России республиканских форм правления и об
уничтожении рабства". "...В умственной обстановке, созданной Лагарпом, -
пишет С. Платонов, - Александр действительно шел в уровень с веком и стал
как бы жертвою того великого перелома (?! - Б. Б.), который произошел в
духовной жизни человечества на рубеже XVIII и XIX столетий. Переход от
рационализма к ранним формам романтизма сказался в Александре сменою
настроений, очень характерною. В его молодых письмах находим следы
политических мечтаний крайнего оттенка: он желает свободных учреждений для
страны (Constitution Libre) и даже отмены династического преемства власти;
свою задачу он видит в том, чтобы привести государство к идеальному порядку
силой законной власти и затем от этой власти отказаться добровольно. Мечтая
о таком "лучшем образце революции, Александр обличает в себе последователя
рационалистических учений XVIII столетия. Когда же он предполагает, по
отказе от власти уйти в сентиментальное счастье частной жизни "на берегах
Рейна" или меланхолически говорит о том, что он не создан для придворной
жизни, - перед нами человек новых веяний, идущий от рассудочности к жизни
чувства, от политики к исканию личного счастья. Влияние двух мировоззрений
чувствуется уже в раннюю пору на личности Александра и лишает ее
определенности и внутренней цельности". (4)
|
|
|
|