|
|
|
иезуитским головам Запада с их плоскими, цезаристскими головами". (5)
Когда Тверской купец Никитин в написанном в 16 в. "Хождении за три
моря "восклицает: "Да сохрани Бог землю русскую! Боже сохрани! Боже
сохрани!" он только следует древней русской традиции. Это Древнее отношение
к Родине воскрешается Пушкиным в письме к Чаадаеву, когда он пишет своему
былому ментору:
"Клянусь Вам моей честью, что я ни за что не согласился бы ни
переменить родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков,
какую нам послал Бог".
Афанасий Никитин, посетивший много стран, пишет: "...На этом свете
нет страны, подобной нашей. Некоторые вельможи земли русской несправедливы
и недобры. Но да устроится русская земля! Боже! Боже! Боже!"
А. Пушкин пишет Чаадаеву: "...Я вовсе не склонен восхищаться всем,
что вижу кругом...", но тем не менее заявляет, что он ни за что бы не
променял ни родины, ни родной истории. Что в этих взглядах на русское
прошлое и на Россию есть общего с взглядами русской интеллигенции на
русское прошлое и Россию?
Утверждение Герцена, что на великое явление Петра Россия ответила
великим явлением Пушкина, которым так любит спекулировать русская
интеллигенция, абсолютно ложно. Революция, совершенная Петром, вызвала к
жизни появление Радищева - "отца русской интеллигенции". Это Радищев
является законным и идейным наследником дела Петра. А Пушкин - духовный
антипод "отца русской интеллигенции" - является восстановителем духовных
традиций, существовавших в допетровской Руси.
Потребовалось около столетия, чтобы русский народ изжил следы
духовного и социального потрясения и на революционный переворот, устроенный
Петром, ответил появлением Пушкина.
Гармонический духовный облик духовно созревшего Пушкина, вопреки
утверждениям Бердяева и других представителей русской интеллигенции, близок
|
|
|
|