Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛЕКСАНДРА I


Верную оценку личности Александра I, сделанную С. Платоновым, мне
думается необходимо дополнить тем, что по своему воспитанию и по своему
мировоззрению и по своим симпатиям, это был не русский Царь, а
республиканец только волею судеб оказавшийся на русском троне.
Видный идеолог русской интеллигенции Н. Бердяев в книге "Русская
идея", считает, что Александр I, так же как и Радищев, принадлежали к
начавшему формироваться в Александровскую эпоху ордену русской
интеллигенции: если Пушкин для Бердяева духовно чужой, то Александр для
него - свой брат интеллигент. Александр I - русский европеец, оказавшийся
на русском троне.
После "Императрицы-философа" на русском престоле в лице Александра I
появилась странная фигура Государя-полуреспубликанца.
В первые шесть лет правления, Александр I, - как своеобразно
выражается С. Платонов, - ...успел показать, что он способен к быстрым
переменам. Его внутренняя политика не удовлетворила ни людей "бабушкиного
века, ни членов интимного комитета; и те и другие увидели, что не владеют
волею и настроением Александра и не могут положиться на его постоянство".
(5)
Причиной этого непостоянства политики было вовсе не непостоянство
его характера, как это обычно утверждают, а двойственность его
мировоззрения, смешение в его мировоззрении двух враждебных политических
доктрин - монархической и республиканской.
Александр I несомненно желал принести пользу русскому народу. Но все
его самые лучшие намерения почти всегда роковым образом оборачивались и
против него и против исторических национальных интересов русского народа.
Причиной всех его неудач было его мировоззрение - странная
противоестественная смесь монархических идей с республиканскими,