Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

словом, делом, писанием и всякими образами и готовили новую какую-то

библейскую религию ввести, смесь веры сделать, а православную веру Христову
искоренить".
Министром созданного осенью 1817 года Министерства Духовных дел и
Народного просвещения был назначен кн. Голицын. Департаментом Духовных дел
министерства ведал секретарь Библейского комитета мистик и масон А.
Тургенев, департаментом Народного просвещения член секты хлыстов - В.
Попов.
"Новое Министерство, - пишет П. Знаменский, - очевидно должно было
действовать в том же направлении, как и "Библейское Общество", и потому
ничего не обещало вперед доброго ни для просвещения, ни для церкви".
"Ближайшим советником князя Голицына по духовным делам сделался
старый масон Кошелев, покровитель всех мистиков, магнетизеров и других
темных личностей, постоянно толпившихся в его доме. Св. Синод в ведомстве
духовного департамента поставлен был на совершенно таком же положении, как
евангелическая консистория, римско-католическая коллегия, духовные
управления армян, евреев и т. д. В довершение всего сделавшись мистиком,
кн. Голицын передал свою прежнюю обер-прокурорскую должность при св. Синоде
другому лицу, князю Мещерскому, и поставил его в подчинение себе. Св. Синод
был явно унижен, так как обер-прокурор представлял в нем лицо уже не
Государя, как установлено в самом начале Синодального управления русской
церкви, а только министра. Тургенев на каждом шагу давал синодам
чувствовать превосходство над ними своего департамента" (П. Знаменский.
Руководство к русской церковной истории).

II

В Петербург начали приезжать различного рода иностранные
проповедники и мистики. Слушать их проповеди в угоду Голицыну собирались