Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

мысли". Напрасно вы будете искать там имя Пушкина. Это вполне понятно

потому что, то что до сих пор выдавалось за историю русской мысли, являются
на самом деле историей не русских идей, или, если хотите еще точные,
историей политических заблуждений и политического обезьянничества
радикальной части русского общества. В этих историях под микроскопом
любовно и тщательно исследуются все мысли "таких гигантов политической
мысли", как Добролюбова, Ткачева, Лаврова, но Пушкина в оных историях нет.
История русской общественной мысли в синодик своих святых зачисляла
только тех, кто честно выполнял задачу разрушения России, кто судил об
исторических судьбах России, о внутренней и внешней политике ее
правительства с "безответственной позиции угнетенного раба", в уме которого
никогда не ночевала мысль о том, что всякий член нации несет
ответственность за судьбы своей родины.
Писаревы, Ткачевы - все, кто зачислен в "русские мыслители" -
никогда не обладали государственным сознанием, никогда не умели занять
патриотическую позицию, при которой, находясь в оппозиции правительству,
они не переходили бы ту черту, за которой начиналась оппозиция к России или
отбывание натуральной повинности по разрушению своей страны.
Негласная цензура революционных кругов, всегда по своей суровости на
много превосходившая цензуру официальную, так запугала пушкиноведов, что
они, боясь обвинения в реакционности и черносотенстве, боялись коснуться
запретной темы о Пушкине, как о политическом мыслителе.
До Октябрьской революции первую и единственную попытку коснуться
этой темы сделал редактор первого посмертного издания сочинений Пушкина П.
В. Анненков, являющийся и первым пушкиноведом по времени, в своей статье
"Общественные идеалы Пушкина". (4)
После Октябрьской революции С. Л. Франком написана небольшая, но
чрезвычайно ценная работа "Пушкин как политический мыслитель". К работе
приложены заметки князя Вяземского о политическом мировоззрении Пушкина.