Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

догадывались, что его разгадку надобно искать в его воспитании". (2)

Лицемерие, в котором всегда обвиняли Александра I, было результатом того,
что он должен был казаться "своим" и в большом дворе благоволившей к нему
Екатерины II и в малом Гатчинском дворе отца.
Александр I не был прирожденным лицемером и та двойственная роль,
которую ему пришлось играть, ему совсем не нравилась.
При дворе Екатерины II Александр должен был играть роль
очаровательного "Принца-философа", идущего по стопам своей бабушки
"императрицы-философа", в Гатчине он принужден был скрывать свое увлечение
либеральными идеями, к которым отрицательно относился его отец.
К несчастью и умственное воспитание Александра I тоже было
двойственным. Екатерина, незаконно занимавшая престол взрослого сына и
подумывавшая передать его любимому внуку старалась, чтобы Александр шел "в
уровень с умственным движением века". И вот воспитанием будущего русского
самодержца занялся швейцарский республиканец и революционер Лагарп. Можно
ли было придумать что-нибудь более нелепое?!
Целых тринадцать лет, с 1783 по 1796 год, Лагарп прививал Александру
"свой дух, свои идеи и планы". Какой это был дух, какие идеи и планы можно
видеть из того, что когда началась французская революция, "Лагарп с великим
интересом следил за ее развитием, но, мало того, он начал принимать в ней
активное участие, какое только можно было из далекого Петербурга: он писал
во французской печати статьи, дискутировал и полемизировал..."
"В драматических событиях следующего двадцатилетия он сперва ярый
сторонник французской революции, а потом - столь же ярый враг
наполеоновской империи. В интригах, конспирациях, революциях, в
ниспровержении старого порядка в Швейцарии и возникновении "единой и
неделимой республики Гельвеция", в борьбе против Наполеона и на Венском
Конгрессе - всюду принимал Лагарп самое активное участие. Но нигде он не
выдвигался на первый план - всегда намеренно оставался в тени, добровольно