Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

признанные преступления столь важны, что по силе законов тягчайшей и

нещадной подвергает его казни. Мы, однако ж, и в сем случае, следуя
сродному нам человеколюбию и оставляя еще время на принесение в своих
злодействах покаяния, освободили его от оной и повелели запереть его на
пятнадцать лет в Шлиссельбургскую крепость".
"Дружеское ученное общество" было закрыто и все изданные им
масонские книги сожжены. Но даже заключение в Крепости не поколебало
убежденного масона Новикова.
Выпущенный на свободу Павлом I, Новиков, по характеристике К.
Валишевского, "вернувшись к франкмасонству, увлекается самыми грубыми и
эксцентричными формами его." (49)
Но и после осуждения Новикова и других масонов Екатерина все еще не
может понять, кто является истинным виновником французской революции.
Виновниками ее она считает не масонов, не французских философов, а то, что
французские философы ошиблись только в одной вещи, а именно они думали, что
проповедуют людям у которых "они предполагали доброе сердце, а вместо того
прокуроры, адвокаты и все злодеи прикрылись их принципами, чтобы под этим
покрывалом, которое они скоро сбросили, сделать все то, что совершало самое
ужасное злодейство".
Только постепенно Екатерина убеждается, что масоны не столь
безобидны, как они кажутся. Если даже многие из них искренне увлекаются
масонской мистикой и стараясь обрести "Истинную религию", часть их искренне
выступает против атеистического вольтерьянства, то в целом русское
масонство является спелым орудием в руках враждебных монархии европейских
масонских орденов. Постепенно изменяется и взгляд Екатерины на само
"вольтерьянство".
Но проходило еще много кровавых событий во Франции прежде, чем она в
1794 году в письме к Гримму отрицательно высказывается о своих прежних
кумирах.