|
|
|
восстанавливает древний порядок наследования царской власти.
"В сущности Имп. Павел ничего нового не ввел, он только в
законченной, строгой системе вернул этот вопрос к тому, что существовало до
Имп. Петра I-го. Никогда в Московской Руси старший наследник не мог быть
обойден престолом. Только Петровский закон 1721 года создавал право
государя выбирать, по своему усмотрению, наследника из числа лиц,
принадлежащих к царствующему дому. Преемственность этого петровского
рукоположения обрывается уже на первом этапе, - императрица Екатерина I-я
умирает, не назвав преемника, и в дальнейшем на помощь закону приходят
головоломные трюки вельмож или лихой марш гвардии. Имп. Екатерина II-ая
имела в виду передать престол внуку, а не сыну, и только внезапная ее
кончина помешала ей осуществить это. Сановники растерялись, не успели
организовать "голос народа" в виде воплей подвыпившей гвардии, и престол, в
естественном порядке, достается старшему в роде. Воцарение Павла Петровича
происходит не по закону 1721 года, а по легитимному, древнерусскому праву,
которое он немедленно облекает в ясную и стройную систему.
О природе Основных законов следует сказать несколько слов. Каждый
закон есть следствие каких-то моральных норм и, в этом смысле, закон Павла
I-го целиком вытекает из той клятвы Земского Собора 1613 года, когда наши
предки связали судьбу России, на вечные времена, с династией Романовых.
Непреложный смысл этой клятвы тот, что предки наши, умудренные и смутами, и
выборными царями, и просто самозванцами, оставили нам завет: хотите жить
хорошо, по-божески, - без непрерывной поножовщины, - держитесь линии своих
царей и никаких прыжков в сторону не допускайте. Царь, хотя бы и со
средними способностями, всегда ведет страну ко благу, а разные гениальные
фокусники непременно исказят жизнь многих и многих поколений.
Принцип Основных законов и, особенно, моральная природа, их
питающая, подвергались жесточайшей критике разных разумопоклонников,
полагавших, что демократии с их республиками могут обходиться без этих
|
|
|
|