|
|
|
Мистицизм Императора Александра I был таким образом умело
использован, заинтересованными лицами и заинтересованными правительствами в
своих собственных целях. В период с 1815 года по 1853 год, примерно в
продолжении сорока лет, Россия не имела своей собственной политики,
добровольно отказавшись во имя чуждых ей мистических тезисов и отвлеченной
идеологии от своих национальных интересов, своих великодержавных традиций:
более того, подчинив эти свои жизненные интересы, принося их в жертву этой
странной метафизике, самому неосуществимому и самому бессмысленному из всех
интернационалов - интернационалу монархическому". (27)
"С удивительной прозорливостью, - с горечью пишет Керсновский, -
Россия спасала всех своих будущих смертельных врагов. Русская кровь
проливалась за всевозможные интересы, кроме русских".
XIII. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I ПОСЛЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
I
Александр I, - как свидетельствует его современник князь П. А.
Вяземский, - "в последнее десятилетие уже не был и не мог быть Александром
прежних годов. Он прошел школу событий и тяжелых испытаний. Либеральные
помыслы его и молодые сочувствия болезненно были затронуты грубой
действительностью.
Революционное движение заграницей, домашний бунт, неурядицы,
строптивые замашки Варшавского Сейма, отвергшего все правительственные
законопроекты, на которые он возлагал еще так недавно лучшие свои упования,
догадки, и более чем догадки, что и в России замышлялось что-то недоброе -
все эти признаки, болезненные симптомы, совокупившиеся в одно целое, не
могли не отразиться сильно на впечатлительном уме Александра. В Александре
|
|
|
|