Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

чужебесия, не просто изучают сочинения немецких философов, а подходят к

ним, как к новой вере, которая способна заменить христианство. К немецким
философам они подходят как к религиозным пророкам, вещающим глубокие,
всеобъемлющие истины.
Для Любомудров философия была выше религии, - признается Н. Бердяев
в "Русской идее". Любомудры, также, как раньше вольтерьянцы и масоны, не
замечают великого духовного сокровища русского народа - Православия,
которое несмотря на все невзгоды, обрушившиеся на него со времен Петра I,
продолжает накапливать духовные сокровища. Любомудры не замечают ни
Серафима Саровского, ни старцев Оптиной Пустыни, как "любомудры"
Елизаветинской и Екатерининской эпохи не заметили Св. Тихона Задонского,
отца русского старчества Паисия Величковского и религиозную философию
Григория Сковороды.
"Православие, - как верно определяет Розанов, - в высшей степени
отвечает гармоническому духу, но в высшей степени не отвечает
потревоженному духу". Любомудры же, предтечи русской интеллигенции, - есть
люди потревоженного духа". Оторвавшись от русского духа, они пытаются
восстановить утерянную духовную гармонию в немецких философских системах,
воспринимают их как целостные, всеобъемлющие системы мировоззрения.
Немецкая философия должна была заменить православие и вообще отвергнутое
религиозное мировоззрение. Кружок Любомудров отдал свои души немецкому
философу Шеллингу, Фихте, Окену, Герессу и другим.
В кружке любомудров, как и в других философских кружках конца
правления Александра I, продолжается традиция французского чужебесия, когда
по свидетельству Вигеля "неверие почиталось непременным условием
просвещения". "Христианское учение, - пишет А. И. Кошелев, - казалось нам
пригодным только для народных масс, а не для нас философов. Мы особенно
высоко ценили Спинозу и считали его творения много выше Евангелия и других
священных писаний". (36)