|
|
|
чужебесия, не просто изучают сочинения немецких философов, а подходят к
ним, как к новой вере, которая способна заменить христианство. К немецким
философам они подходят как к религиозным пророкам, вещающим глубокие,
всеобъемлющие истины.
Для Любомудров философия была выше религии, - признается Н. Бердяев
в "Русской идее". Любомудры, также, как раньше вольтерьянцы и масоны, не
замечают великого духовного сокровища русского народа - Православия,
которое несмотря на все невзгоды, обрушившиеся на него со времен Петра I,
продолжает накапливать духовные сокровища. Любомудры не замечают ни
Серафима Саровского, ни старцев Оптиной Пустыни, как "любомудры"
Елизаветинской и Екатерининской эпохи не заметили Св. Тихона Задонского,
отца русского старчества Паисия Величковского и религиозную философию
Григория Сковороды.
"Православие, - как верно определяет Розанов, - в высшей степени
отвечает гармоническому духу, но в высшей степени не отвечает
потревоженному духу". Любомудры же, предтечи русской интеллигенции, - есть
люди потревоженного духа". Оторвавшись от русского духа, они пытаются
восстановить утерянную духовную гармонию в немецких философских системах,
воспринимают их как целостные, всеобъемлющие системы мировоззрения.
Немецкая философия должна была заменить православие и вообще отвергнутое
религиозное мировоззрение. Кружок Любомудров отдал свои души немецкому
философу Шеллингу, Фихте, Окену, Герессу и другим.
В кружке любомудров, как и в других философских кружках конца
правления Александра I, продолжается традиция французского чужебесия, когда
по свидетельству Вигеля "неверие почиталось непременным условием
просвещения". "Христианское учение, - пишет А. И. Кошелев, - казалось нам
пригодным только для народных масс, а не для нас философов. Мы особенно
высоко ценили Спинозу и считали его творения много выше Евангелия и других
священных писаний". (36)
|
|
|
|