Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Россия может светить собственным светом.

Несмотря на идейную зависимость от масонства и вольтерьянства, даже
во взглядах и в творчестве членов кружка Любомудрия, проявляются и новые
черты. Увлекаясь немецкой философией любомудры не увлекаются уже столь
слепо Европой. В творчество одного из виднейших любомудров кн. Одоевского,
мы находим уже резкую критику европейской культуры. А всесторонняя критика
русской культуры со временем приводит отдельных любомудров и других
представителей образованного общества к пониманию, что европейская культура
не является готовым образцом культуры для всех других народов. Среди членов
кружка любомудров и других выдающихся людей Александровской эпохи,
зарождается сомнение в качестве европейского света. Все чаще и чаще
задумываются они над вопросом, а нельзя ли России освещаться собственным
светом.
Появившаяся в эти годы раздумий и сомнений "История Государства
Российского" Карамзина укрепляет и усиливает сомнения в пригодности
принципов европейской культуры для всех народов. "История Государства
Российского "вернула русскому народу его тяжелое, но славное прошлое,
которое игнорировалось с времен Петра". "Все, даже светские женщины, -
писал Пушкин, - бросились читать историю своего отечества, дотоле им
неизвестную. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка
Колумбом".
Пушкин сообщает, что "Молодым якобинцам" очень пришлась не по душе
История Карамзина. И "молодые якобинцы" весьма негодовали на Карамзина за
его "размышления в пользу самодержавия".
Развивавшееся в Александровскую эпоху национальное направление
вовлекало в свою орбиту даже некоторых масонов. И в Александровскую эпоху
не все масоны были идейными врагами русской монархии и православия. Как и в
эпоху Елизаветы, Екатерины и Павла, состав масонов очень различен по
характеру своих политических убеждений и по своему отношению к православию.