Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

полупросвещения. Невежественное презрение ко всему прошедшему, слабоумное

изумление перед своим веком, слепое пристрастие к новизне, частные
поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему - вот что мы видим в
Радищеве".
Общение с масонами только усугубило недостатки свойственного
Радищеву мировоззрения. "Таинственность их бесед, - сообщает Пушкин, -
воспламенила его воображение. Он написал свое "Путешествие из Петербурга в
Москву" - сатирическое воззвание к возмущению, напечатал в домашней
типографии и спокойно пустил в продажу".
Ясный ум Пушкина не мог оправдать дикую затею Радищева выпустить его
книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" в 1790 году, во время, когда во
Франции свирепствовал революционный террор. Пушкин дает следующую оценку
поступку А. Радищева:
"...Если мысленно перенесемся мы к 1791 году, если вспомним
тогдашние политические обстоятельства, если представим себе силу нашего
правительства, наши законы, не изменившиеся со времени Петра I, их
строгость, в то время еще не смягченную двадцатипятилетним царствованием
Александра, самодержца, умевшего уважать человечество; если подумаем: какие
суровые люди окружали престол Екатерины, то преступление Радищева покажется
нам действием сумасшедшего..."
И Пушкин дальше развивает свою мысль, почему он считает поступок
Радищева "действием сумасшедшего". "...Мелкий чиновник, человек без всякой
власти, без всякой опоры, дерзает вооружиться противу общего порядка,
противу самодержавия, противу Екатерины! И заметьте: заговорщик надеется на
соединенные силы своих товарищей; член тайного общества, в случае неудачи,
или готовится изветом заслужить себе помилование, или, смотря на
многочисленность своих соумышленников, полагается на безнаказанность. Но
Радищев один. У него нет ни товарищей, ни соумышленников. В случае неуспеха
- а какого успеха может он ожидать? - он один отвечает за все, он один