|
|
|
Брату Людовика XVI графу ДЉАртуа Екатерина передает на организацию
борьбы с якобинцами миллион рублей и вручает шпагу с надписью на лезвии: "С
Богом за Короля".
Свободная борьба простив вольтерьянства и масонства стала возможной
только после осуждения Новикова и закрытия "Дружеского общества". До этого
идеологическая борьба с вольтерьянцами и масонами "была делом опасным, как
для светских лиц, так и для духовенства".
Л. Знаменский в своем "Руководстве к русской церковной истории"
отмечает, что положение белого духовенства при Екатерине было не лучше, чем
положение монашества.
"Белое духовенство, - пишет он, - пострадало едва ли не более. В эту
эпоху крупных и мелких временщиков, угнетение слабых сильными, оно было
совсем забито. Губернаторы и другие светские начальники забирали
священнослужителей в свои канцелярии, держали под арестом, подвергали
телесным наказаниям".
"Смиренному проповеднику слова Божьего даже некого было вразумлять с
своей кафедры, потому что в той среде, которая нуждалась в его вразумлена,
не принято было ни ходить в церковь, ни тем более слушать какие-нибудь
проповеди".
Обличать же вольтерьянцев и масонов вне храма, принимая их
распространенность среди сильных мира сего, было опасно.
Однажды, когда Тихон Задонский вступил в спор с
помещиком-вольтерьянцем и стал опровергать его рассуждения, то помещик дал
ему пощечину.
Только высшее духовенство осмеливалось выступать против французских
философов. Были изданы сочинения: "Вольтер обнаженный", "Вольтер
изобличенный", "Посрамленный безбожник и натуралист" и многие другие. Но
писать против материалистов и атеистов надо было с опаской, оглядываясь на
императрицу-философа.
|
|
|
|