Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Брату Людовика XVI графу ДЉАртуа Екатерина передает на организацию

борьбы с якобинцами миллион рублей и вручает шпагу с надписью на лезвии: "С
Богом за Короля".
Свободная борьба простив вольтерьянства и масонства стала возможной
только после осуждения Новикова и закрытия "Дружеского общества". До этого
идеологическая борьба с вольтерьянцами и масонами "была делом опасным, как
для светских лиц, так и для духовенства".
Л. Знаменский в своем "Руководстве к русской церковной истории"
отмечает, что положение белого духовенства при Екатерине было не лучше, чем
положение монашества.
"Белое духовенство, - пишет он, - пострадало едва ли не более. В эту
эпоху крупных и мелких временщиков, угнетение слабых сильными, оно было
совсем забито. Губернаторы и другие светские начальники забирали
священнослужителей в свои канцелярии, держали под арестом, подвергали
телесным наказаниям".
"Смиренному проповеднику слова Божьего даже некого было вразумлять с
своей кафедры, потому что в той среде, которая нуждалась в его вразумлена,
не принято было ни ходить в церковь, ни тем более слушать какие-нибудь
проповеди".
Обличать же вольтерьянцев и масонов вне храма, принимая их
распространенность среди сильных мира сего, было опасно.
Однажды, когда Тихон Задонский вступил в спор с
помещиком-вольтерьянцем и стал опровергать его рассуждения, то помещик дал
ему пощечину.
Только высшее духовенство осмеливалось выступать против французских
философов. Были изданы сочинения: "Вольтер обнаженный", "Вольтер
изобличенный", "Посрамленный безбожник и натуралист" и многие другие. Но
писать против материалистов и атеистов надо было с опаской, оглядываясь на
императрицу-философа.