Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

"При Потемкине и Суворове, - указывает Керсновский, - и солдат учат

лишь тому, что им может пригодиться в походе и бою. При стойке обращается
внимание на простоту и естественность. Движения были свободны - "без
окостенения, как прежде было в обычае". Телесные наказания, а так очень
редко применявшиеся Румянцевым, были при Потемкине совершенно выведены из
обихода Армии. Этим отсутствием заплечных дел мастеров, отсутствием тем
более знаменательным, что телесные наказания официально отменены не были,
русская армия будет всегда гордиться".
Чрезвычайно характерно, что и Румянцев, и Суворов совершенно не
разделяли увлечения Екатерины европейскими политическими идеями. Если
Екатерина в своей государственной деятельности опиралась на идеи
европейских философов, то Румянцев, Потемкин и Суворов старались
совершенствовать русскую армию на основе возобновления традиций русского
военного искусства.
Враждебность Суворова к французской "просветительной" философии
общеизвестна (см. Историю русского масонства. Том III, ч. II). Был свободен
от увлечения вольтерьянством и учитель Суворова - Румянцев. "Историки
левого толка, - пишет А. Керсновский, - в том числе и Ключевский, стремятся
изобразить Румянцева "крепостником", намеренно искажая правду. Победитель
при Кагуле, точно, не жаловал утопий Руссо, входивших тогда в моду у
современных снобов и сознавал всю их антигосударственность, что делает
честь его уму" (История русской армии, ч. I, стр. 102).
Русская армия была единственной отраслью государственной жизни,
которая при Екатерине II развивалась в Духе Русских исторических традиций.
"Русская армия тех времен мало походила на другие европейские армии.
Она глубоко от них разнилась и внешним видом - простой удобной
"потемкинской" формой, и устройством - будучи единственной национальной
армией в Европе, и обучением - моральным воспитанием, а не европейской
бездушной дисциплиной, и самой стройной тактикой (А. Керсновский. История