|
|
|
являющиеся образцами православной мистики.
Но европеизированные круги образованного общества обратились за
образцами мистики "за границу, откуда явилось и самое вольнодумство и где
мистика эта казалась им более высокой пробы и впали в учения странные и
чуждые православию" (П. Знаменский). Европейские мистические учения
создавали благоприятную почву для развития масонской теософии и стремления
к изучению всякого рода тайного знания, привлекая к изучению теософии
даже... математику, чем занимался один из профессоров математики Казанского
университета.
Все эти проявления европейского мистицизма, изредка уносившие дух в
сферы религиозного созерцания, чаще были только "наивными бреднями больной
фантазии" и еще чаще решительным отступлением от христианства, по словам Л.
Знаменского, "распространялись без всяких препятствий во всю вторую
половину царствования Александра I, приобретая себе все более и более
последователей. Противники его не могли высказываться против него ни с
религиозной, ни даже с научной точки зрения во все время пока был в силе
кн. Голицын".
После этого не приходится удивляться, что влияние мистицизма видно в
целом ряде напечатанных в царствования Александра I сборниках проповедей и
что некоторые из духовных лиц Александровской эпохи стали ревностными
сторонниками европейского мистицизма. Ведь образцами для церковных
проповедей были статьи "Сионского вестника".
Сильное развитие европейского мистицизма во второй половине
царствования Александра I вызвало дальнейший рост разного рода русских
мистических сект.
В Петербурге возникает Духовный Союз Татариновой - помесь
европейского мистицизма с учением хлыстов. На Дону появляется общество
духоносцев и т. д.
Молокане, например, доказывали, что правительство разрешило им
|
|
|
|