Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

являющиеся образцами православной мистики.

Но европеизированные круги образованного общества обратились за
образцами мистики "за границу, откуда явилось и самое вольнодумство и где
мистика эта казалась им более высокой пробы и впали в учения странные и
чуждые православию" (П. Знаменский). Европейские мистические учения
создавали благоприятную почву для развития масонской теософии и стремления
к изучению всякого рода тайного знания, привлекая к изучению теософии
даже... математику, чем занимался один из профессоров математики Казанского
университета.
Все эти проявления европейского мистицизма, изредка уносившие дух в
сферы религиозного созерцания, чаще были только "наивными бреднями больной
фантазии" и еще чаще решительным отступлением от христианства, по словам Л.
Знаменского, "распространялись без всяких препятствий во всю вторую
половину царствования Александра I, приобретая себе все более и более
последователей. Противники его не могли высказываться против него ни с
религиозной, ни даже с научной точки зрения во все время пока был в силе
кн. Голицын".
После этого не приходится удивляться, что влияние мистицизма видно в
целом ряде напечатанных в царствования Александра I сборниках проповедей и
что некоторые из духовных лиц Александровской эпохи стали ревностными
сторонниками европейского мистицизма. Ведь образцами для церковных
проповедей были статьи "Сионского вестника".
Сильное развитие европейского мистицизма во второй половине
царствования Александра I вызвало дальнейший рост разного рода русских
мистических сект.
В Петербурге возникает Духовный Союз Татариновой - помесь
европейского мистицизма с учением хлыстов. На Дону появляется общество
духоносцев и т. д.
Молокане, например, доказывали, что правительство разрешило им