Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

побеждали на полях сражений, и когда они в 1709, 1815 гг. попадали в

европейские культурные области. Таким образом, победы повредили им больше,
нежели их поражения".
Такой совершенно верный вывод делает немецкий философ В. Шубарт в
своей известной книге "Запад и душа востока".
Во время Отечественной войны, - как правильно отмечает Мережковский
"произошло нечто, с нашей внутренней точки зрения, почти невероятное,
подобное чуду: бездна, вырытая преобразованиями Петра, как будто на
мгновение исчезла, и весь русский народ встал, как один человек".
Князь П. Вяземский, мало склонный к романтическим преувеличениям,
писал: "От Царя до подданного, от полководца до последнего ратника, от
помещика до смиренного поселянина, все без изъятия, вынесли на плечах своих
и на духовном могуществе своем Россию из беды и подняли ее на высшую
ступень славы и народной доблести".
Но кончилась война и русское общество снова разделилось на два
враждебных лагеря. "Еще до войны 1812 года в русском обществе началась
политическая дифференциация - она первоначально заявляла себя лишь в сфере
литературы, но основной смысл литературных споров в первое десятилетие
определился как раз политической дифференциацией.
...В этом споре уже тогда намечалась основная дифференциация в
русской жизни; после же войны 1812-14 гг. эта дифференциация пошла очень
быстро и получила полное и ясное выражение. Уже в эти годы формируется два
лагеря, расходившиеся друг с другом не только в конкретных вопросах русской
жизни, но и в сфере идеологии. Огромное значение в этом вопросе надо
отвести, между прочим, самому Александру I, который произносил не раз яркие
речи, дышавшие такой горячей проповедью радикальных реформ, в том числе и
уничтожения крепостного права, что это чрезвычайно питало и укрепляло рост
либерализма в русском обществе". (33)
"Общее критическое отношение к западу, как бы открывавшееся всем тем