Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

французских просветителей, старшим братом тех людей, которые так страстно

его ненавидели и так долго с ним боролись. В сущности он был первым
декабристом. Даже впоследствии, когда он заблудился в дремучем лесу
мистических исканий, Александр остался им братом по духу."
Александр I долгое время питал склонность к республиканской форме
правления.
Так, готовясь войти в третью коалицию против Наполеона, Александр
выражал в своих письмах разочарование, что Наполеон ликвидировал республику
и стремится восстановить во Франции монархию.
Однажды, "...когда Император Александр I, воспитанный в
республиканских идеях, - пишет Лев Тихомиров (Монархическая
Государственность, Ч. III, стр. 122), - и считавший республику выше
монархии, думал об ограничении своей самодержавной власти - он услышал
красноречивый протест Карамзина.
"Если бы Александр, - писал Карамзин, - вдохновленный великодушной
ненавистью к злоупотреблениям самодержавия, взял перо для подписания себе
иных законов, кроме Божиих и совести - то истинный гражданин Российской
державы дерзнул бы остановить Его руку и сказать: Государь, ты преступаешь
границы своей власти. Наученная долговременными бедствиями, Россия, пред
святым алтарем, вручила Самодержавие Твоему предку и требовала, да
управляет ею верховно, нераздельно. Сей завет есть основной твоей власти:
иной не имеешь. Можешь все, но не можешь законно ограничить ее."

III. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В НАЧАЛЕ
ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I

Начавшаяся еще в прежнее царствование реакция против увлечения
Западом и подражания ему, в царствование Александра I принимает более
широкие размеры. Положение "Русской Европии" перестает устраивать все