Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

современников Павла, которые стремятся изобразить его сумасбродным

деспотом, почти сумасшедшим человеком, унаследовавшим эти черты своей
натуры от своего отца. Мы знаем, как произвольно русские историки
обращались с нравственным обликом русских царей. Основным мерилом личности
русских царей им служат не объективны свидетельства современников и факты
их государственной деятельности, а политическая позиция историка.
Цари, деятельность которых приносила благо русскому народу,
клеймятся обычно "деспотами", "сумасшедшими", "Николаями Палкиными", или
"Николаями Кровавыми". Положительную оценку от русской интеллигенции
получают только правители, которые как Петр I и Екатерина II, вели Россию
по чуждому ей историческому пути, разрушая устои самобытной русской
государственности. Поэтому надо с большой осторожностью разобраться в
правильности установившегося взгляда, что Павел с детства обладал
деспотическим характером и признаками душевной неуравновешенности.
Каковы были основные черты характера Павла, прежде чем тяжелая,
ненормальная жизнь, которая досталась на его долю, подорвала его душевные
силы?
Многие из знавших близко Павла I лиц, единодушно отмечают рыцарские
черты его характера. Княгиня Ливен утверждает, что:
"В основе его характера лежало величие и благородство - великодушный
враг, чудный друг, он умел прощать с величием, а свою вину или
несправедливость исправлял с большой искренностью".
В мемуарах А. Н. Вельяминова-Зернова, мы встречаем такую
характеристику нравственного облика Павла Первого:
"Павел был по природе великодушен, открыт и благороден; он помнил
прежние связи, желал иметь друзей и хотел любить правду, но не умел
выдерживать этой роли. Должно признаться, что эта роль чрезвычайно трудна.
Почти всегда под видом правды говорят царям резкую ложь, потому что она
каким-нибудь косвенным образом выгодна тому, кто ее сказал".