|
|
|
современников Павла, которые стремятся изобразить его сумасбродным
деспотом, почти сумасшедшим человеком, унаследовавшим эти черты своей
натуры от своего отца. Мы знаем, как произвольно русские историки
обращались с нравственным обликом русских царей. Основным мерилом личности
русских царей им служат не объективны свидетельства современников и факты
их государственной деятельности, а политическая позиция историка.
Цари, деятельность которых приносила благо русскому народу,
клеймятся обычно "деспотами", "сумасшедшими", "Николаями Палкиными", или
"Николаями Кровавыми". Положительную оценку от русской интеллигенции
получают только правители, которые как Петр I и Екатерина II, вели Россию
по чуждому ей историческому пути, разрушая устои самобытной русской
государственности. Поэтому надо с большой осторожностью разобраться в
правильности установившегося взгляда, что Павел с детства обладал
деспотическим характером и признаками душевной неуравновешенности.
Каковы были основные черты характера Павла, прежде чем тяжелая,
ненормальная жизнь, которая досталась на его долю, подорвала его душевные
силы?
Многие из знавших близко Павла I лиц, единодушно отмечают рыцарские
черты его характера. Княгиня Ливен утверждает, что:
"В основе его характера лежало величие и благородство - великодушный
враг, чудный друг, он умел прощать с величием, а свою вину или
несправедливость исправлял с большой искренностью".
В мемуарах А. Н. Вельяминова-Зернова, мы встречаем такую
характеристику нравственного облика Павла Первого:
"Павел был по природе великодушен, открыт и благороден; он помнил
прежние связи, желал иметь друзей и хотел любить правду, но не умел
выдерживать этой роли. Должно признаться, что эта роль чрезвычайно трудна.
Почти всегда под видом правды говорят царям резкую ложь, потому что она
каким-нибудь косвенным образом выгодна тому, кто ее сказал".
|
|
|
|