|
|
|
вольтерьянцев и якобинцев граф Ростопчин, в свое время убедивший Павла I в
опасности тайных политических замыслов масонства и разрушивший надежды
русских масонов, что Павел I станет масонским царем.
В 1807 году граф Ростопчин написал "Мысли вслух на Красном Крыльце
Ефремовского помещика Силы Андреевича Богатырева", в которых выступил резко
против продолжавшейся галломании.
Представитель национального направления Ф. Глинка создает в 1808
году "Русский Вестник" и "Сын Отечества". Журнал ведет резкую
идеологическую борьбу против увлечения всем иностранным. В "Русском
Вестнике" продолжается резкая критика французской просветительной
философии, начатая Карамзиным в 1795 году в "Переписке Мелиадора к
Филарету", в которой он писал:
"Кто больше нашего славил преимущества 18-го века, свет философии,
смягчение нравов, всеместное распространение духа общественности, теснейшую
и дружелюбнейшую связь народов?.. Где теперь эта утешительная система? Она
разрушилась в самом основании. Кто мог думать, предвидеть? Где люди,
которых мы любили? Где плод наук и мудрости? Век просвещения, я не узнаю
тебя: в крови и пламени, среди убийств и разрушений я не узнаю тебя..."
Русский Вестник" настойчиво призывает русское образованное общество
отказаться от дальнейшего строительства "Русской Европии" и вернуться на
путь предков.
Французская революция послужила толчком к переоценке взглядов на
русское прошлое и в частности на благодетельность реформ Петра I.
В 1803 году Карамзин по его выражению "постригается в историки" и
начинает писать грандиозную "Историю Государства Российского".
В 1811 году Карамзин написал записку "О древней и новой России". Эта
записка, возникнувшая в результате углубленного изучения духовных и
политических традиций допетровской Руси, представляет из себя уже систему
русской национальной политической философии. Восхвалявший раньше Петра I в
|
|
|
|