|
|
|
воинскую систему Прусского короля Фридриха Великого. Но надо помнить, как
воспитывали Павла, кто его воспитывал и какие политические идеи ему
внушали. Хотя Екатерина и не любила сына, но она старалась воспитать его в
духе близких ей европейских политических идей. В этом духе влияли на него и
главный воспитатель масон и вольтерьянец гр. Никита Панин и все его другие
воспитатели. Известно, например, что один из его воспитателей С. А. Порошин
заставлял Павла читать сочинения Монтескье, Гельвеция, ДЉАламбера и других
французских "просветителей". Хотя воспитатели и не достигли цели и Павел не
стал вольтерьянцем и атеистом, но они все же внушили ему мысль о
превосходстве европейского над русским.
Павлу хорошо было известно неустройство русской армии в царствование
его матери, а Фридриха II, как гениального полководца восхваляли в то время
на все лады во всех странах Европы. Совершенно несомненно, что воинские
принципы Суворова были на много выше принципов Фридриха II. Но, как
известно, "несть пророка в своем отечестве". Если обвинять в отсутствии
прозорливости Павла, не сумевшего должно оценить всю силу военного гения
Суворова, то тогда за это же самое надо обвинять и Екатерину, при которой
Суворов всегда играл только роль затычки в критических случаях, а его
самобытные военные принципы не были применяемы во всей армии. Была еще и
другая причина, почему Павел решил улучшать русскую армию на основе военной
доктрины Фридриха Великого, а не Суворова: это недружелюбные отношения
возникшие между ним и Суворовым.
Но в ненормальности отношений, которые сложились между Павлом и
Суворовым, виноват не только один Павел; виноват в них также и сам Суворов.
Но больше всего виноваты враги Павла и Суворова. Это они постарались вырыть
пропасть между острым на словцо Суворовым и самолюбивым, с издерганными
нервами Императором.
Какая была необходимость Суворову, выходя от Цесаревича Павла, и так
уже оплеванного всеми вельможами Екатерины II, пропеть:
|
|
|
|