|
|
|
не производить больше оскоплений. К. Селиванов дал такую подписку, но
оскопления, конечно, продолжали производиться. "На торжествах и радениях в
его жилище участвовало иногда до 300 человек обоего пола. При помощи
сильных покровителей он достиг даже того, что вход к нему полиции был
запрещен по высочайшему повелению. Значение его все возрастало и не только
между скопцами, но даже среди православного общества Петербурга, привлекая
к нему множество суеверных посетителей, особенно посетительниц из купчих и
знатных барынь. В 1805 году его посетил даже сам Государь. Такая свобода
скопчества продолжалась до 1819 года. (12) Годы 1802-1820 скопцы считают
самым счастливыми в истории русского скопчества.
Царствование Александра I - эпоха также усиленного развития секты
хлыстов. "Замечательно, - пишет Л. Знаменский, - что в то время, как
мистики (т. е. мистики европейского толка, примыкавшие к масонству. - Б.
Б.), заимствовали у них радения, хлысты в свою очередь сближаются с
мистиками, выбирая для своего книжного чтения мистические сочинения...
Хлыстовство распространилось теперь по всему Поволжью, по Оке и на Дону, то
оставаясь в своем чистом виде, то смешиваясь с скопчеством. В Калужской
губернии в 1809 году в хлыстовстве были уличены некоторые духовные лица".
Еще большей благосклонностью властей, - сообщает П. Знаменский, -
пользовалась секта духоборов. "Духоборцы с самого начала царствования
успели разжалобить правительство на свои страдания и разорения от духовных
и светских властей. Казна выдавала духоборам пособие на переселение в
Новороссию. Духоборам отводилось по 15 десятин на каждого члена семьи, они
освобождались от податей на 5 лет, им предоставлялась полная свобода
вероисповедания и освобождение от набора в армию. То есть духоборы
оказывались в привилегированном положении по сравнению с крестьянами,
остававшимися верными православию. Такое отношение только содействовало
увеличению членов этой секты.
Масоны и мистики с своей стороны тоже взяли духоборов под свою
|
|
|
|