|
|
|
В рождественском манифесте на 1815 год, вывешенном по всей России в
церквах, Царь давал торжественное обещание "Принять единственным ведущим к
благоденствию народов средством правило почерпнутое из словес и учения
Спасителя нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить, аки братиям,
не во вражде и злобе, но в мире и любви".
Это было не мертвое официальное красноречие, это была действенная
идеология, владевшая Александром, побудившая его создать Священный Союз. Но
положить Евангельское учение в основу, как Российского Государства, так и в
взаимоотношения между другими государствами было задачей, превышающей силы
человеческие. Александр был уже надломлен. В нем не было цельности первых
лет царствования, когда он провел ряд государственных реформ и начал борьбу
с Наполеоном. При этом его собственная, искренняя, мучительно покаянная
религиозность, в его ближайших сотрудниках и сановниках, претворилась в
темное, принудительное ханжество..." (24)
По окончании заграничного похода у Александра I мистицизм (всегда
бывший у него сильно развитым) окончательно завладел им, "он пришел к
заключению, что Промысел Божий предначертал ему осуществить на земле
братство народов посредством братства их монархов - некую всемирную
теократическую монархию, "монархический интернационал". В это время
Александр I перестал быть православным царем, "религиозность Государя
носила в те времена характер интерконфессиональный, - он мечтал о "Едином
народе христианском", думал реформировать христианство, переделывать
Библию". (25)
В 1815 году, после окончательного разгрома Наполеона, Александр I
составил в Париже план так называемого Священного Союза, к которому кроме
турецкого султана и Папы Римского постепенно примкнули правители всех
государств Европы.
В акте Священного Союза (14 сентября 1815 года) заявлялось, что
объединившийся монархи свою деятельность готовы "подчинить высоким истинам,
|
|
|
|