|
|
|
обеспечение министерского деспотизма".
III
Опасения Воронцова полностью оправдались.
"Отстранение верховной власти от надзора за управительными властями,
- верно констатирует Л. Тихомиров, - особенно быстро проявилось при
Александре в отношении суда. Повторилась история Петра Великого. Жалобы на
решение Сената (как высшего судебного учреждения) были воспрещены. Государь
их допустил только виде монаршего милосердия, то есть в сущности на правах
помилования, а не правосудия. К счастью, как это бывало уже в нашей
истории. Государь из получаемых жалоб скоро имел случай убедиться в
существовании неправильных решений даже и при "усовершенствованных"
учреждениях. В виду этого, в 1810 году была учреждена Комиссия Прошений на
Высочайшее Имя приносимых, которая принимала жалобы и на решения Сената.
Это было третье воскресение челобитной избы, и замечательно, что оно
совершилось силою вещей, в полную противоположность теории, нахлынувшей к
нам из Европы". То есть жизнь опять доказывала правильность принципа
организации многих государственных учреждений, созданных в результате
многовекового опыта в Московской Руси.
"...Поправкой этому новому порядку, - замечает Л. Тихомиров, - могло
бы явиться только возвращение к Московскому типу, при котором самодержавие
имело со стороны самой нации помощь в контроле над учреждениями. Смешение
русской монархии с абсолютизмом - не допускало этого. Было и другое
средство: конституционное ограничение царской, власти. Но до этого не
допускало монархическое сознание народа и самих царей.
Не имея, таким образом, никаких сдержек, развитие бюрократической
централизации с тех пор пошло неуклонно вперед, все более и более
распространяя действие центральных учреждений в самые глубины национальной
|
|
|
|