Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

обеспечение министерского деспотизма".


III

Опасения Воронцова полностью оправдались.
"Отстранение верховной власти от надзора за управительными властями,
- верно констатирует Л. Тихомиров, - особенно быстро проявилось при
Александре в отношении суда. Повторилась история Петра Великого. Жалобы на
решение Сената (как высшего судебного учреждения) были воспрещены. Государь
их допустил только виде монаршего милосердия, то есть в сущности на правах
помилования, а не правосудия. К счастью, как это бывало уже в нашей
истории. Государь из получаемых жалоб скоро имел случай убедиться в
существовании неправильных решений даже и при "усовершенствованных"
учреждениях. В виду этого, в 1810 году была учреждена Комиссия Прошений на
Высочайшее Имя приносимых, которая принимала жалобы и на решения Сената.
Это было третье воскресение челобитной избы, и замечательно, что оно
совершилось силою вещей, в полную противоположность теории, нахлынувшей к
нам из Европы". То есть жизнь опять доказывала правильность принципа
организации многих государственных учреждений, созданных в результате
многовекового опыта в Московской Руси.
"...Поправкой этому новому порядку, - замечает Л. Тихомиров, - могло
бы явиться только возвращение к Московскому типу, при котором самодержавие
имело со стороны самой нации помощь в контроле над учреждениями. Смешение
русской монархии с абсолютизмом - не допускало этого. Было и другое
средство: конституционное ограничение царской, власти. Но до этого не
допускало монархическое сознание народа и самих царей.
Не имея, таким образом, никаких сдержек, развитие бюрократической
централизации с тех пор пошло неуклонно вперед, все более и более
распространяя действие центральных учреждений в самые глубины национальной