|
|
|
революции Петра I. Превратить "русскую Европию" снова в Русь, в Россию,
было не так просто. Для этого было необходимо чтобы православие приобрело
былую роль духовного руководителя народа. Главой православной церкви должен
был стать Патриарх, а не царь. Независимая, свободная от опеки государства
церковь должна была найти путь объединения с старообрядчеством и начать
решительную борьбу с масонством и "вольтерьянством" и другими формами
увлечения европейской философии.
Идеи западного абсолютизма, на которые уже почти в течении ста лет
опиралась царская власть, необходимо было заменить политическими идеями
самодержавия. В лице возрожденной сильной церкви, восстановленное
самодержавие нашло бы мощного союзника для борьбы с растлевающим действием
европейских идей и смогло бы вместе с ней начать борьбу против основного
зла тогдашней России - крепостного права. Отмена крепостного права
европейского типа вырвало бы опору из под ног дворянства, стремившегося
превратить царскую власть в орудие своих сословных интересов. В лице
свободного крестьянства, жившего все еще идеями православия и самодержавия,
царская власть получила бы такую же могучую опору, как и в свободной
церкви, независимой от воли государственных надсмотрщиков.
"Возврат на Русь" не обошелся бы, конечно, без тяжелой, ожесточенной
борьбы с масонством, аристократией и дворянством, которые едва ли бы
пожелали добровольно отказаться от выгодного права владения "крещенной
собственностью". Но объединенные общим миросозерцанием, Царь, Православная
церковь и народ, в конечном итоге вышли бы наверно победителями в борьбе с
теми, кто желал идти по пути строительства "русской Европии". Но этого не
произошло и не могло произойти потому, что Александр I не обладал ясным
монархическим миросозерцанием отца, считавшего, что пора уже возвратиться
на Русь.
Двойственность мировоззрения Александра I не могла не отразиться на
его политической деятельности. Он часто колебался, не зная какую занять
|
|
|
|