Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

революции Петра I. Превратить "русскую Европию" снова в Русь, в Россию,

было не так просто. Для этого было необходимо чтобы православие приобрело
былую роль духовного руководителя народа. Главой православной церкви должен
был стать Патриарх, а не царь. Независимая, свободная от опеки государства
церковь должна была найти путь объединения с старообрядчеством и начать
решительную борьбу с масонством и "вольтерьянством" и другими формами
увлечения европейской философии.
Идеи западного абсолютизма, на которые уже почти в течении ста лет
опиралась царская власть, необходимо было заменить политическими идеями
самодержавия. В лице возрожденной сильной церкви, восстановленное
самодержавие нашло бы мощного союзника для борьбы с растлевающим действием
европейских идей и смогло бы вместе с ней начать борьбу против основного
зла тогдашней России - крепостного права. Отмена крепостного права
европейского типа вырвало бы опору из под ног дворянства, стремившегося
превратить царскую власть в орудие своих сословных интересов. В лице
свободного крестьянства, жившего все еще идеями православия и самодержавия,
царская власть получила бы такую же могучую опору, как и в свободной
церкви, независимой от воли государственных надсмотрщиков.
"Возврат на Русь" не обошелся бы, конечно, без тяжелой, ожесточенной
борьбы с масонством, аристократией и дворянством, которые едва ли бы
пожелали добровольно отказаться от выгодного права владения "крещенной
собственностью". Но объединенные общим миросозерцанием, Царь, Православная
церковь и народ, в конечном итоге вышли бы наверно победителями в борьбе с
теми, кто желал идти по пути строительства "русской Европии". Но этого не
произошло и не могло произойти потому, что Александр I не обладал ясным
монархическим миросозерцанием отца, считавшего, что пора уже возвратиться
на Русь.
Двойственность мировоззрения Александра I не могла не отразиться на
его политической деятельности. Он часто колебался, не зная какую занять