|
|
|
III
Утверждение Герцена, что на великое явление Петра I Россия через сто
лет ответила явлением Пушкина - является неверным. Историческая роль
Пушкина состояла в том, что он должен был силой своего гения положить конец
подражательному европейскому периоду русской культуры, дать снова гармонию
русской душе, утерянную ею со времен Никона и Петра, снова сделать ее чисто
русской, свободной от механического подражания европейской культуре.
Первые годы жизни Пушкина протекли, когда еще жил родоначальник
ордена русской интеллигенции Радищев. В последние годы жизни Пушкина на
общественную арену выступил Белинский, который окончательно оформил орден
русской интеллигенции, как космополитически настроенный слой русских
европейцев, принципиально отвергающих возможность построения самобытной
русской культуры и отрицающих всякую политическую ценность самодержавия.
Эпоха, в которую жил Пушкин, была переломная во всех отношениях:
политическом, социальном, культурном. Только что отгремела Великая
французская революция. Пушкину было только пятнадцать лет, когда Европа и
Россия начали залечивать раны, нанесенные Французской революцией и
наполеоновскими войнами. Все еще было в брожении и в движении. Отзвуки
революции вспыхивали во всех странах, даже в Англии.
Короткая жизнь Пушкина, охватившая собой первую треть XIX века,
соответствовала по времени бурному и богатому событиями периоду Русской и
мировой истории.
Когда Пушкину исполнилось 17 лет, возникает масонский союз Спасения,
поставивший себе целью ту же задачу что поставили французские масоны -
разрушение монархии в России. Когда Пушкину минуло двадцать шесть лет,
масоны-декабристы попытались в декабре 1826 года устроить в России великую
всенародную резню по образцу французской революции.
|
|
|
|