Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

говорит уже не о том, что Александр был только связан с масонами, а

утверждает уже, что и сам он был масоном. "Какой религиозный хаос стоял в
голове у Александра, - пишет он, - видно из того, что он не только
поддерживал сам масонов, но и был некоторое время в их числе, о чем
свидетельствует его поступок со взятым в плен под Дрезденом генералом
Вандамом, который, будучи подведен к Александру, сделал ему масонский знак
и получил милостивый приказ быть отправленным для улучшения своей участи в
Москву. А в Париже в 1814 году Александр председательствовал в военной
масонской ложе при принятии туда членом Прусского короля
Фридриха-Вильгельма III". Откуда он заимствовал эти сведения, М. Зызыкин не
указывает, а поэтому оставим эти утверждения на его ответственности.
Проверить правильность его утверждений в эмиграции, за отсутствием
соответствующей литературы, не представляется возможным. Был ли Александр I
масоном - этот вопрос требует специального исследования, но то, что русские
масоны широко использовали мистические настроения Александра в нужном для
них направлении - это несомненно.
Если политическое миросозерцание Александра I все время колебалось
между приверженностью к просвещенному абсолютизму и тягой то к
конституционной монархии, то к республике, то таким же неустойчивым было и
его религиозное миросозерцание.
Александр I формально был главой православной церкви, но самого его
едва ли можно считать чисто православным. Религиозное миросозерцание
Александра I характерно своими бесконечными колебаниями.
В эпоху Александра I жил выдающийся деятель Православной Церкви -
Серафим Саровский, в царствование Николая II причисленный к лику святых.
При жизни же Серафима Саровского его деятельностью не интересовался ни
Александр I, ни Синод, ни представители образованного общества. В 1815 году
по подсчету Зябловского в России оставалось уже всего только 478
монастырей, в которых было всего лишь 6598 монашествующих, или в среднем по