|
|
|
говорит уже не о том, что Александр был только связан с масонами, а
утверждает уже, что и сам он был масоном. "Какой религиозный хаос стоял в
голове у Александра, - пишет он, - видно из того, что он не только
поддерживал сам масонов, но и был некоторое время в их числе, о чем
свидетельствует его поступок со взятым в плен под Дрезденом генералом
Вандамом, который, будучи подведен к Александру, сделал ему масонский знак
и получил милостивый приказ быть отправленным для улучшения своей участи в
Москву. А в Париже в 1814 году Александр председательствовал в военной
масонской ложе при принятии туда членом Прусского короля
Фридриха-Вильгельма III". Откуда он заимствовал эти сведения, М. Зызыкин не
указывает, а поэтому оставим эти утверждения на его ответственности.
Проверить правильность его утверждений в эмиграции, за отсутствием
соответствующей литературы, не представляется возможным. Был ли Александр I
масоном - этот вопрос требует специального исследования, но то, что русские
масоны широко использовали мистические настроения Александра в нужном для
них направлении - это несомненно.
Если политическое миросозерцание Александра I все время колебалось
между приверженностью к просвещенному абсолютизму и тягой то к
конституционной монархии, то к республике, то таким же неустойчивым было и
его религиозное миросозерцание.
Александр I формально был главой православной церкви, но самого его
едва ли можно считать чисто православным. Религиозное миросозерцание
Александра I характерно своими бесконечными колебаниями.
В эпоху Александра I жил выдающийся деятель Православной Церкви -
Серафим Саровский, в царствование Николая II причисленный к лику святых.
При жизни же Серафима Саровского его деятельностью не интересовался ни
Александр I, ни Синод, ни представители образованного общества. В 1815 году
по подсчету Зябловского в России оставалось уже всего только 478
монастырей, в которых было всего лишь 6598 монашествующих, или в среднем по
|
|
|
|