Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

энтузиазм, который вызвало падение этой государственной тюрьмы и эта первая

победа бурной свободы среди торговцев, купцов, мещан и некоторых молодых
людей более высокого социального уровня".
Активное участие во французской революции приняли и жившие в России
иностранцы. Ромм, один из сотрудников скульптора Фальконета, автора
памятника Петру I, уехав из России принял активное участие во французской
революции. Ромм был членом Конвента, подписал смертный приговор Людовику
XVI. Деятельное участие принял в революции воспитатель Александра I,
швейцарец Лагарп. Все это испугало Екатерину и она поняла, что зашла
слишком далеко в своей игре в "Императрицу-философа".
В первые годы французской революции Россия была наводнена
французскими революционными газетами, памфлетами и книгами. В книжных
лавках в Петербурге, Москве и др. городах можно было получить и №№
"Парижской революции" и все другие издания. В. Н. Каразин пишет, что
"прелести французского переворота" доходили не только до Украины, но и "до
глубины самой Сибири простирали свое влияние молодые умы" (В. Н. Каразин.
Сочинения, Письма и Бумаги. Харьков, 1910 г., стр. 62-63). Ход французской
революции, как свидетельствуют мемуары, обсуждался и в Тобольске, и в
Семипалатинске, в Пензе и т. д. Вспоминая это время Ф. Ф. Вигель пишет, что
"цитаты из Священного Писания, коими прежние подьячие любили приправлять
свои разговоры, заменились в устах их изречениями философов XVIII века и
революционных ораторов (Воспоминания Ф. Ф. Вигеля, Том II, 1864, стр. 26).
В 1790 году масон Радищев издает свое сочинение "Путешествие из
Петербурга в Москву", полное нападок на монархию, и посылает его своему
приятелю масону А. Кутузову, присутствовавшему при взятии Бастилии, члену
Ордена Розенкрейцеров.

XX. ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
МАСОН А. РАДИЩЕВ