|
|
|
выдающимся русским политическим мыслителям того времени.
"Гениальные люди, - пишет Митрополит Анастасий в "Беседах с
собственным сердцем", - являются обыкновенно фокусом, в котором
сосредотачивается творческая энергия за целую эпоху: не удивительно
поэтому, что они сами обозначают эпоху в жизни человечества". Это суждение
вполне применимо к Пушкину с той только разницей, что Пушкин явился
фокусом, в котором выразилось национальное мировоззрение предшествующих
эпох русской истории.
В Пушкине впервые после совершенной Петром I революции раскрылась
душа России, все духовное своеобразие русского народа. Пушкин - это
свидетельство, каким бы должен быть русский человек, если бы он прожил
больше, и силой своего светлого гения оформил бы душу образованных русских
людей на русский образец, если бы Россия пошла пушкинским путем, а не путем
Радищева, гибельным путем русской интеллигенции, этих духовных ублюдков ни
европейцев, ни русских, "стрюцких", как их презрительно называл
Достоевский.
"Пушкин, - пишет Достоевский, - как раз приходит в самом начале
правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в
обществе нашем после целого столетия с Петровской реформы, и появление его
сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим
светом. В этом то смысле Пушкин есть пророчество и указание". (2)
"...В Пушкине родились все течения русской мысли и жизни, он
поставил проблему России, и уже самой постановкой вопроса предопределил
способы его разрешения". (3)
Аполлон Григорьев - критик значительно более глубокий, чем В.
Белинский, утверждает, что "Пушкин - это наше все". Он "...представитель
всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным,
особенным, после всех столкновений с чужим, с другими мирами".
Но раскройте любую из так называемых "Историй русской общественной
|
|
|
|