Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

добрых нравов. Когда люди уверятся, что для собственного их счастья

добродетель необходима, тогда настанет век златой, и во всяком правлении
человек насладится мирным благополучие жизни. Всякие же насильственные
потрясения гибельны и каждый бунтовщик готовит себе эшафот..."
Французская революция, свидетелем которой он был, превратила
Карамзина из республиканца в убежденного монархиста. "Гром грянул во
Франции... Мы видели издали ужасы пожара, и всякий из нас, - писал
Карамзин, - возвратился домой благодарить небо за целость крова нашего и
быть рассудительным".
"Революция объяснила идеи, - писал Карамзин, - мы увидели, что
гражданский порядок священен даже в самых местных или случайных своих
недостатках... что все смелые теории ума... должны остаться в книгах".
В 1795 году Карамзин в "Переписке Мелиадора к Филарету" первый в
русской литературе осудил события, происшедшие во Франции: "Кто более
нашего, славил преимущества XVIII века, свет философии, смягчение нравов,
всеместное распространение духа вещественности, теснейшую и дружелюбнейшую
связь народов... Конец нашего века почитали мы концом главнейших бедствий
человечества и думали, что в нем последует соединение теории с практикой,
умозрения с деятельностью... Где же теперь эта утешительная система. Она
разрушилась в самом основании... Кто мог думать, ожидать, предвидеть? Где
люди, которых мы любили? Где плод наук и мудрости? Век просвещения, я не
узнаю тебя; в крови и пламени, среди убийства, разрушений я не узнаю
тебя... Сердца ожесточаются ужасными происшествиями, и привыкая к феноменам
злодеяний, теряют чувствительность. Я закрываю лицо свое..."


1. Св. Воспоминания Штелина, Болотова и др. материалы.
2. Необходимо считаться с тем, что Екатерина II и другие современники
часто преувеличивали сумасбродность Петра III и ряд поступков, которые