|
|
|
необходимость оклеветать Павла I - второй день его царствования.
"Первым геройским подвигом нового царствования, - пишет он, - была
непримиримая, беспощадная борьба с самыми страшными врагами русского
государства: круглыми шляпами, фраками и жилетами. На другой же день двести
полицейских бегали по улицам и по особому распоряжению срывали со всех
прохожих круглые шляпы, которые тут же уничтожались: у всех фраков
обрезывались торчащие воротники, а жилеты разрывались на куски. В 12 часов
по улицам уже ни видно было круглых шляп, фраки и жилеты были уничтожены и
тысячи жителей Петербурга спешили в свои жилища полунагими".
Разница в характере и тоне описания, как видим, разительная. Во
втором отрывке бросается в глаза сильная утрировка и преувеличенность в
описании поведения полицейских.
Полицейские, наверное, предлагали сдать шляпы, а не срывали их с
головы, пострадали от этого мероприятия сотни, а не тысячи жителей и т. д.
А. И. Тургенев постарался создать полное впечатление о
бессмысленности этой борьбы с круглыми шляпами и фраками. Но никакой
бессмысленности в данном случае не было. Это было гораздо более осмысленное
мероприятие, чем приказ Петра жителям Москвы, в течение нескольких дней
переодеться из русского платья в немецкое. Петр I решил переодеть жителей
Москвы в иноземное платье только потому, что ему так захотелось. Павел I
приказал отнимать круглые шляпы, жилеты и отрезать воротники с фраков,
потому что все это было как бы мундиром французских якобинцев. Павел
приказал снимать у русских якобинцев только якобинские шляпы, а французские
якобинцы снимали головы у всех заподозренных в пристрастии к монархии. Если
бы во Франции тех дней приверженцы короля осмелились появиться в костюмах,
принятых при дворе Людовика XVI, демонстрируя этим свою приверженность
убитому королю, то за таковую демонстрацию они немедленно лишились бы
головы. А тут, подумайте, какой "дикий приказ" отдал сумасшедший русский
Император - приказал снимать якобинское одеяние с потерявших всякое чувство
|
|
|
|