Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

к духовному облику величайшего человека Московской Руси - св. Сергия

Радонежского. В предисловии своей книге "Преподобный Сергий Радонежский" Б.
Зайцев отмечает в духовном облике Сергия Радонежского "глубокое созвучие
народу, великая типичность, сочетание в одном рассеянных черт русских".
Сергия Радонежского от всех "терний пустынножительства защищало и природное
спокойствие, ненадломленность, невосторженность, в нем решительно нет
ничего болезненного". "Не его стихия крайность". "В нем есть смолистость
севера России, чистый, крепкий и здоровый ее тип... Если считать - а это
очень принято - что "русское" - гримаса, истерия и юродство, "достоевщина",
то Сергий Радонежский явное опровержение. В народе, якобы призванном к
ниспровержениям и разинской разнузданности, к моральному кликушеству и
эпилепсии - Сергий как раз пример - любимейшей самим народом - ясности,
света прозрачного и ровного".
Явным опровержением теорий русской интеллигенции, духовных
наследников Петра I, что русский народ - "народ потревоженного,
дисгармоничного духа", является и духовный облик величайшего поэта земли
Русской. Это только сами творцы этой ложной теории являются людьми
потревоженного духа. Чувствуя свою духовную неполноценность, они пытаются
наделить своими типичными чертами и весь русский народ.

II

Появление Пушкина знаменовало, что Русский гений снова
восстанавливал связи с национальными традициями. "Призвание Пушкина
состояло в том, чтобы принять душу русского человека во всей ее глубине, во
всем объеме и оформить, прекрасно оформить ее, а вместе с нею - и Россию.
Таково было великое задание Пушкина: принять русскую душу во всех ее
исторически и национально сложившихся трудностях, узлах и страстях; и
найти, выносить, выстрадать, осуществить и показать всей России - достойный