|
|
|
другая освящена была Иисусом на кресте под покрывалом черного крепа".
Одно время Карамзин редактирует издаваемый "Дружеским обществом"
первый русский детский журнал "Детское чтение". Но после путешествия за
границу Карамзин расходится с масонами.
Карамзин путешествовал по Европе в начале французской революции в
1789-1790 г. В марте 1790 года Карамзин расхаживал по революционному Парижу
с трехцветной кокардой на шляпе и воспринимал революцию, как положительное
явление.
Но его трезвый ум быстро разобрался в происходящем и он, как позже
Пушкин, становится врагом улучшения жизни с помощью революций. Уже в письме
от 11 апреля 1790 года он отзывается о французской революции.
"Не думайте однако ж, - пишет он в "Письмах русского
путешественника", - чтобы вся нация участвовала в трагедии, которая
играется ныне во Франции. Едва ли сотая часть действует; все другие
смотрят, судят, спорят, плачут или смеются; бьют в ладоши или освистывают,
как в театре, те которым потерять нечего дерзки, как хищные волки; те,
которые могут всего лишиться, робки, как зайцы; одни хотят все отнять,
другие хотят спасти что-нибудь".
Отмечая наглость французских революционеров и нерешительность их
противников, Карамзин замечает: "оборонительная война с наглым неприятелем
редко бывает счастлива. История не кончилась: но по сие время французское
дворянство и духовенство кажутся худыми защитниками трона".
"Народ есть острое жало, - писал Карамзин, - которым играть опасно,
а революция отверстый гроб для добродетели и самого злодейства.
Всякое гражданское общество, веками утвержденное, есть святыня для
добрых граждан; и в самом несовершеннейшем надобно удивляться чудесной
гармонии, благоустройству, порядку, утопия всегда будет мечтою доброго
сердца или может исполниться неприметным действием времени, посредством
медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания,
|
|
|
|