Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

шеренги плачущих гренадер, молча колеблющиеся линии штыков в роковое утро

11 марта 1801 года являются одной из самых сильных по своему трагизму
картин в истории русской армии" (А. Керсновский. История русской армии. ч.
I, стр. 157).
"Раньше гвардию очень легко было привести в состояние крика и марша.
Это свидетельствует об инертности солдатских масс, - им было,
приблизительно все равно, что происходит на верхах. Водка и вера в
непогрешимость своих офицеров выводили их из инертности. В убийстве Павла I
- совсем другое. Заговорщики знали, что солдаты любят императора и больше
всего боялись, как бы они не пришли ему на помощь. При самом злодеянии, мы
видим, что двое камер-гусар, стоявшие у входа в спальню государя,
отказываются пропустить сиятельных убийц, за что един из гусар платит
жизнью. Семеновцы, заслышавшие шум, спешат на выручку и подняли бы на штыки
всех, кто посягнул на государя, если бы Палену, лживыми заверениями не
удалось остановить их". (33)
"...Публика, особенно же низшие классы, - пишет в своих
воспоминаниях полковник Саблуков, - и в числе их старообрядцы и
раскольники, пользовались всяким случаем, чтобы выразить свое сочувствие
удрученной горем вдовствующей Императрице. Раскольники были особенно
признательны Императору Павлу, как своему благодетелю, даровавшему им право
публично отправлять свое богослужение и разрешавшему им иметь свои церкви и
общины".
"Достойно особо отметить, что староверы тоже любили его и считали
истинно русским царем. Идеи, всеединства, царя для всех, как раз и навлекли
на него. особую ненависть "екатерининских змей", воспитанных на своей
исключительности и презрении к другим сословиям". (34)
Во многих старообрядческих семьях вплоть до революции, в красном
углу, над иконами, часто можно было увидеть портрет Павла I.