Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

потворствовать. "Когда личные взгляды Екатерины, - пишет С. Платонов, -

совпадали со взглядами дворянства, они осуществлялись; когда же совпадения
не было, императрица встречала непонимание, несочувствие, даже
противодействие, и обыкновенно уступала косности господствующей среды".
Можно ли более отчетливо сформулировать полную зависимость Екатерины от
интересов дворянства?
То, что Павел не разделял "просвещенных" политических взглядов его
матери, обычно выдается за свидетельство его политической реакционности, но
на самом деле это является только свидетельством его политической
трезвости. Ведь сам же С. Платонов признает полную отвлеченность
политических взглядов Екатерины II и их полное несоответствие с русской
действительностью.
Дав приведенную выше оценку политической зависимости Екатерины от
интересов дворянства, С. Платонов старается реабилитировать ее в глазах
читателя его учебника.
"Но так бывало, - указывает он, - в тех делах, которые касались,
главным образом, сословной жизни и затрагивали существенные интересы
дворянства. В других областях своей деятельности просвещенная Императрица
не была так связана и не встречала вообще препятствий, кроме разве того,
что собственные ее философские и политические взгляды и правила оказывались
вообще неприложимыми к практике, по своей отвлеченности и полному
несоответствию условиям русской жизни".
Такой оценкой философских и политических взглядов Екатерины, С.
Платонов опять подтверждает трезвость политического мышления Павла,
имевшего возможность бесчисленное количество раз убедиться, что философские
и политические взгляды его матери, в виду их отвлеченности, совершенно не
соответствуют русской действительности и применение их ничего кроме вреда
не приносило.
Вступив на престол, Павел первый решил положить в основу своей