Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

отсутствие привязанности к себе дворянства, лишь нравственной

испорченностью его и якобинскими наклонностями".
И, в данном случае, оценка Павла была очень трезвой политической
оценкой. Высшие круги дворянства духовно и нравственно действительно были
сильно испорчены и заражены, кто духом вольтерьянства, кто масонством, а
кто и прямым якобинством.
Привязанность Александра I к Екатерина II не помешала ему трезво
расценивать моральный уровень "Екатерининских орлов".
"Нет ни одного честного человека среди них, - жаловался Александр
Кочубею в письме от 21 февраля 1796 года. - Я чувствую себя несчастным в
обществе таких людей, которых не желал бы иметь у себя лакеями, между тем,
они занимают высшие места, как, например, князья Зубовы, Пассек, князья
Барятинские, оба Салтыковых, Мятлевы и множество других, которых не стоило
даже называть и которые, будучи надменны с низшими, пресмыкаются перед
теми, кого боятся".
Если восшествие на престол Павла I было встречено дворянством с
тревогой и опасением, то позже они быстро переросло в ненависть. Ведь
"Золотой век" Екатерины был вместе с тем и золотым веком дворянства.. Все
самые смелые мечты созданного Петром шляхетства исполнились. Желание Павла
быть народным, а не дворянским царем означало конец этого золотого века.
Дарование дворянам права не служить в армии и на государственной
службе лишало крепостное право всякого политического основания. Крепостная
зависимость была создана в интересах усиления обороны национального
государства. Крестьяне были прикреплены к земле, а не к помещикам.
Крестьяне служили помещику, а помещик служил государству. Эта обоюдная
крепостная зависимость в интересах национальной независимости была понятна
крестьянину.
Освобождение дворян от обязательной службы государству отцом Павла
Петром III, но оставление крестьян в роли крепостных было воспринято