|
|
|
ушел, мы не, знаем. Но известно, что и позже он состоял в "просветительных"
обществах, созданных масонами. В середине 80 годов он вступает в
организованное масоном Антоновским в Петербурге "Общество друзей словесных
наук" и сотрудничал в издаваемом Обществом журнале "Беседующий Гражданин".
Когда он издает "Путешествие из Петербурга в Москву", то посвящает его
своему близкому другу А. М. Кутузову, ставшему видным деятелем ордена
Розенкрейцеров. Так что масонские связи первого русского интеллигента
несомненны.
Во всех книгах, посвященных Радищеву представителями русской
интеллигенции, всегда превозносили великий ум и великую образованность
Радищева. Пушкин живо интересовавшийся А. Радищевым дает совершенно иную
оценку уму и образованию Радищева. В статьях "Александр Радищев" и "Мысли
на дороге", написанных Пушкиным в зрелую пору жизни, когда окончательно
сложилось его мудрое политическое мировоззрение, он характеризует его как
"представителя полупросвещения":
"Беспокойное любопытство, более нежели жажда познания, была
отличительная черта ума его". Об учении Радищева в Лейпцигском университете
Пушкин замечает, что оно не пошло ему "впрок". Радищев и его друг Ушаков не
учились, а "проказничали и вольнодумствовали". "Им попался в руки
Гельвеций. Они жадно изучили начала его пошлой и бесплодной метафизики".
"Теперь было бы для нас непонятно, - пишет Пушкин, - каким образом
холодный и сухой Гельвеций мог сделаться любимцем молодых людей, пылких и
чувствительных, если бы мы по несчастью не знали, как соблазнительны для
развивающихся умов мысли и правила новые "отвергаемые законом и преданием".
"В Радищеве отразилась вся французская философия его века:
скептицизм Вольтера, филантропия Руссо, политически цинизм Дидрота и
Рейналя; но все в нескладном, искаженном виде, как все предметы криво
отражаются в кривом зеркале. Он есть истинный представитель
|
|
|
|