|
|
|
VII. ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОГО МАСОНСТВА
I
Масонство всегда и всюду отличается пестротой своих идейных и
политических стремлений, стремясь угодить на всякий вкус. Таковым оно было
и в эпоху Александра I. Это подчеркивается всеми исследователями духовных
течений Александровской эпохи.
"В царствование Александра I в России, преимущественно в столицах,
образовалось много масонских "лож", разных школ и сект; личный состав лож
был многочисленным и чрезвычайно пестрым, включая и высших чиновников
Империи и будущих декабристов; столь же различны были и их направления; в
отношении религиозном среди масонов были мистики и пиетисты, и люди
индифферентные ко всякой религии; в одних ложах господствовала
"обыкновенная масонская мораль" братолюбия и благотворительности (Пыпин), в
других проявились политические тенденции либерализма и даже радикализма".
(7)
"Круг вольных каменщиков, - пишет Соколовская, - работавший втайне
со времени заключения Николая Ивановича Новикова в 1792 году в
Шлиссельбургскую крепость, - был невелик. Недовольство правительства
Екатерины II было великим осколком стойкости: большинство братьев
поколебалось в верности орденским заветам и прекратило собрания в ложах.
Однако, как показало будущее, эти слабые духом братья не вовсе порвали
связь с орденом, а лишь благоразумно выжидали для каменщических работ
благоприятных времен". (8)
"Круг мужей испытанной верности, не прерывая тайных собраний,
сохранил для масонов XIX века духовные масонские заветы, важнейшие
рыцарские законы, обрядники и символические предметы: эти верные братья,
"солдаты ордена", как именовали их вольные каменщики, сберегли искру
|
|
|
|