|
|
|
сделались у нас предметом замыслов и злонамеренных усилий.
Лет 15 тому назад, молодые люди занимались только военной службою,
старались отличиться одною светской образованностью или шалостями.
Литература (в то время столь свободная) не имела никакого направления;
воспитание ни в чем не отклонялось от первоначальных начертаний; десять лет
спустя, мы увидели либеральные идеи необходимой вывеской хорошего
воспитания, разговор исключительно политический, литературу (подавленную
самою своенравною цензурою) превратившуюся в рукописные пасквили на
правительство и в возмутительные песни; наконец и тайные общества,
заговоры, замыслы более или менее кровавые и безумные...
Ясно, что походам 13 и 14 года, пребыванию наших войск во Франции и
Германии, должно приписать сие влияние на дух и нравы того поколения, коего
несчастные представители погибли в наших глазах; должно надеяться, что
люди, разделявшие образ мыслей заговорщиков, образумились; что, с одной
стороны, они увидели ничтожность своих замыслов и средств, с другой -
необъятную силу правительства, основанную на силе вещей. Вероятно братья,
друзья, товарищи погибших успокоятся временем и размышлением, поймут
необходимость и простят оной в душе своей. Но надлежит защитить новое,
возрастающее поколение, еще не наученное никаким опытом и которое скоро
явится на поприще жизни со всею пылкостью первой молодости, со всем ее
восторгом и готовностью принимать всякие впечатления".
Свой вывод Пушкин подтверждает следующим заключением:
"...Мы видим, что Н. Тургенев, воспитывавшийся в Гетингенском
университете, не смотря на свой политический фанатизм, отличался посреди
буйных своих сообщников нравственностью и умеренностью правил, следствием
просвещения истинного и положительных познаний".
Русская история, по мнению Пушкина должна преподаваться по
Карамзину.
"История Государства Российского, пишет он, есть не только
|
|
|
|